Недавно совместно с Planeta.ru мы выпустили материал о летней Школе краудфандинга и о том, чем этот инструмент может быть полезен НКО. Мы получили много откликов, что показывает востребованность этой темы, поэтому сегодня расскажем об образовательных проектах Планеты. Благодаря им вы сможете еще больше узнать о краудфандинге и сформировать свое компетентное мнение о нем, а, возможно, даже захотите запустить свой крауд-проект. Специально для такого случая в конце материала мы приводим для вас чек-лист по запуску проекта на этой платформе.
«Школа краудфандинга» — это образовательное направление Planeta.ru. Она включает в себя очные занятия, о которых мы писали ранее, но так как желающих познакомиться с подобным способом финансирования больше, чем могут вместить в себя очные занятия, Планета создала бесплатный онлайн-курс «Краудфандинговый проект за 60 минут». Это интерактивная образовательная программа, которая, конечно, не заменит живого общения, но позволит освоить основы народного финансирования. Курс состоит из 12 уроков и 10 практических заданий, а также содержит дополнительные материалы. Выполнив задания и освоив курс, вы создадите свой черновик крауд-проекта, который сможете сохранить, а при необходимости доработать и запустить на Planeta.ru.
Если вам ближе работа с текстом и его логическое осмысление, то вам подойдет «Практическое пособие по краудфандингу» — сборник советов по подготовке и продвижению крауд-проектов. Когда-то он был выпущен печатным тиражом, который быстро разошелся. Ходят легенды, что последний экземпляр хранится в офисе Планеты, но вы по-прежнему можете бесплатно скачать его на сайте Школы.
Еще один полезный образовательный продукт от Планеты — видеолекторий краудпродюсер.рф. На нем собраны видео-курсы, которые подробно рассказывают об элементах создания и продвижения крауд-проекта. Например, «SMM в краудфандинге», «Видеообращение крауд-проекта», «Копирайтинг в крауд-компании» или «Юридические и бухгалтерские аспекты краудфандинга». Общая продолжительность образовательной программы — пять с половиной часов, она так же полностью бесплатна.
Кроме того, на той же странице можно посмотреть мастер-классы, где успешные авторы и эксперты Планеты делятся своим опытом и наработками. Как сделать инфографику для проекта, чтобы он был убедительнее? Как работать с региональными и нишевыми проектами? Зачем нужен сторителлинг в крауд-кампании? На все эти (и не только!) вопросы вы найдете ответы в видео, которые длятся от 14 до 30 минут.
И в завершение делимся с вами чек-листом по запуску крауд-проекта. Уже сейчас вы можете примерно оценить свои силы и наметить направления, которым нужно уделить особое внимание.
- Идея проекта.
Лучшая идея — простая и понятная. Одно-два предложения, которые расскажут о вас и заинтересуют других людей.
- А нужен ли вам краудфандинг?
Опишите, чего вы ждете от народного финансирования. Попробуйте сравнить силы и время, которые вы вложите в проект, с целью, которую вы хотите достичь.
- Изучите похожие кампании.
Вы помогаете воспитанникам домов-интернатов? Посмотрите, кто еще занимается тем же, и у кого есть проект на Планете. Будет здорово, если вы пообщаетесь с автором. Также вы можете и сами поддержать проект, который найдете интересным, чтобы почувствовать себя «на другой стороне» — в качестве участника.
- Соберите команду.
Оптимально, когда проект ведут 2-4 человека. Основные зоны ответственности — это оформление и дизайн проекта, ведение соцсетей, работа со СМИ, общение с участниками и посетителями странички проекта, производство и выдача вознаграждений, а также сама реализация проекта.
- Подумайте над бюджетом и финансовой целью проекта.
Бюджет — это конечная сумма, которую вы хотите собрать, для реализации своей идеи.
Финансовая цель — это затраты на реализацию проекта. Помимо бюджета в нее входит производство, упаковка и доставка вознаграждений, комиссия платформы и платежных систем, а также налоги.
- Составьте текстовое описание.
Напишите «продающую» цель сами или воспользуйтесь услугами копирайтера. В описании будет здорово, если вы представите свою команду, расскажите предысторию, благодаря которой возник проект, а также подчеркнете то, чем уникальна ваша идея и почему ее важно поддержать.
- Обратите внимание на медиа-контент и инфографику.
Визуальный контент сделает страничку вашего проекта более привлекательной и убедительной. Оформление вознаграждений напрямую влияет на их продажу. Видео-визитка точно приглянется тем пользователям, кто не любит вчитываться в текст. К тому же, она становится отдельным материалом — коротким видео-представлением вашего проекта. Крайне желательно, чтобы длина видео была не больше 2,5 минут.
- Придумать список вознаграждений и способы их доставки.
Как вы уже знаете из прошлого материала — одно из отличий краудфандинга от благотворительности — это возмездность. Постарайтесь, чтобы ваш список был рассчитан на людей с разным уровнем дохода, живущих не только в вашем, но и других городах.
- Составьте медиаплан.
Это сводная таблица активностей по продвижению вашей крауд-кампании. Дорожная карта, которая поможет вам сориентироваться, что и когда вы уже сделали, а над чем предстоит поработать. В первую очередь, это касается активностей в соцсетях, пиара и вызова резонанса в СМИ.
- Создайте черновик на Planeta.ru.
Перенесите все ваши наработки в редактор проектов Планеты. Без вашего ведома проект не опубликуется, поэтому редактировать его можно столько, сколько потребуется (подсказки внутри редактора только способствуют этому). А когда вы будете довольны результатом своих трудов, отправляйте черновик на модерацию Planeta.ru. В течение трёх рабочих дней с вами свяжется менеджер, который поможет докрутить проект или, если изменения не потребуются, согласует с вами все детали по запуску и оформит ваш договор с платформой.
Вот вроде бы и все, хотя чек-лист и далеко не исчерпывающий. Краудфандинг — это очень интересный и разноплановый процесс. Но «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», поэтому если после прочтения статьи вы почувствовали в себе интерес к этому занятию, скорее смотрите и читайте образовательные материалы по ссылкам выше и приступайте к подготовке своего крауд-проекта!