С 23 по 26 июня в Новом Петергофе прошла 14-я ежегодная межрегиональная конференция «Белые ночи фандрайзинга» — крупнейшая практическая площадка по привлечению ресурсов в России.
В этом году конференция собрала 352 участника, 110 экспертов, более 30 волонтёров из разных городов, включая выпускников Школы региональных экспертов. Параллельная детская программа стала рекордной по числу участников – на нее приехали 36 детей.
«Мы видим стабильный рост аудитории, интерес к новым форматам и высокий уровень включённости участников в программу Конференции. Фандрайзинг становится всё более сложной, технологичной и многомерной сферой. Будущее — за стратегическим управлением ресурсами, персонализированным подходом, профессиональной специализацией и умением адаптироваться под изменяющийся ландшафт донорства и технологий», — отметила Оксана Петрова, директор конференции.
Главная тема 2025 года – «Широкий взгляд на ресурсы», а девиз – Дерзость + Баланс + Сообщество. Конференция предложила участникам не только технологии и методики фандрайзинга, но и пространство для личного восстановления, осмысления, взаимной поддержки.
В числе ключевых трендов фандрайзинга эксперты конференции отметили следующие:
«Растёт количество благотворителей, увеличивается средняя сумма пожертвований. Мы делаем ставку на нативные механики: округления, отчисления процента, игровые форматы», — комментирует Елена Шлегель, руководитель направления «Благотворители», Сбербанк.
«Мы наблюдаем рост интереса к модели целевого капитала как инструмента долгосрочной устойчивости, формируется все больше целевых капиталов НКО. В ближайшие годы усилится тренд на персонализированную коммуникацию и появятся новые формы завещательных пожертвований», — отметила Оксана Орачева, генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина.

Также эксперты отметили такие тренды, как:
- Диверсификация фандрайзинга и специализация кадров
С каждым годом увеличивается число направлений и форм фандрайзинга: помимо традиционного индивидуального и корпоративного, активно развиваются краудфандинг, регулярные подписки, цифровые сборы через платформы, эндаументы и проч. Это требует более глубокого профессионального разделения внутри НКО, специализации фандрайзеров: уже недостаточно быть «универсальным» сборщиком — нужны эксперты по конкретным форматам и каналам, а также развития профильных компетенций и командных моделей работы.
- Рост корпоративной благотворительности
Продолжается устойчивый рост количества корпоративных фондов и программ. Всё больше компаний передают реализацию благотворительных проектов своим фондам или партнёрским структурам, выстраивают благотворительность через экосистемы и платформы, в том числе внутри маркетплейсов, банковских и цифровых сервисов, участвуют в формировании «общественного блага» не только через КСО, но и через самостоятельные социальные программы.
- Трансформация частных пожертвований
Растёт количество частных доноров, особенно в сегменте регулярных пожертвований (рекуррентов); возрастает потенциал молодёжной аудитории, что требует обновления языка и каналов коммуникации; конкуренция за внимание частного донора обостряется: НКО конкурируют уже не столько друг с другом, сколько с контентом соцсетей, новостями, маркетплейсами и т.д.
- Цифровизация и внедрение ИИ
Искусственный интеллект (ИИ) перестаёт быть теорией — он уже становится частью практического инструментария фандрайзеров. На конференции были представлены примеры использования нейросетей для сегментации базы доноров и персонализированных рассылок; автоматизация обработки пожертвований и аналитики; применение ИИ в коммуникационных стратегиях.
- Устойчивость и институциональное развитие
Спрос со стороны доноров и фондов смещается от разовых проектных грантов к поддержке основной деятельности НКО, при условии демонстрации их устойчивости, зрелости и стратегического мышления.
- Новые финансовые инструменты и модели
Целевые капиталы (эндаументы) становятся всё более востребованными как инструмент устойчивости. Формируется интерес к наследственным пожертвованиям — ожидается рост числа завещаний в пользу НКО.
Справочно:
- Организатор конференции – программа «Кухня НКО»
- Соорганизаторы — фонд «Добрый город Петербург», ЦРНО
- Партнеры и спонсоры конференции: государственный музей заповедник «Петергоф», Фонд Потанина, Сбер, Благотворительная программа ДоброFON, благотворительная программа «Озон Забота».
- Информационные партнеры конференции: Программа Школа региональных экспертов, Агентство социальной информации, Краудфандинговая платформа PLANETA.RU, Mercy Agency, Журнал о благотворительности, Сообщество целевых капиталов, Институт развития фандрайзинга, Tooba, издательство «Альпина Паблишер».