В последние годы российские НКО стали получать меньше грантовых поступлений от фондов и это заставило их вести поиск новых источников средств на проекты. В том числе такими источниками стали бизнес-компании.
Если раньше НКО ограничивались письмами к компаниям с просьбой о пожертвовании на нужды своей целевой группы, то сейчас НКО перешли к более сложным моделям сотрудничества, таким как:
- кобрендинг,
- корпоративное волонтерство,
- вовлечение в благотворительные проекты клиентов компаний.
О том, какие формы может принимать это сотрудничество, как выстраивать отношения с начала, каковы мотивы компаний к участию в этих инициативах, и в чем секреты успеха и возможные риски, эта брошюра.
Сборник открывает аналитическая статья, в которой предлагается типология моделей взаимодействия НКО и бизнеса. За ее основу взяты разные типы мотивов компаний к участию в благотворительной деятельности. А для иллюстрации к разным моделям приводятся конкретные кейсы. Примеры включают как крупные, так и небольшие проекты.
Часть практик является уникальной, а часть уже широко используется. Кроме того, сборник содержит пакет образцов документов, необходимых для реализации описанных моделей, который сопровождается вводной статьей юристов.
Для кого предназначена книга «Бизнес и НКО: вместе за лучшее будущее?»
Сборник рассчитан как на опытные, так и на начинающие некоммерческие организации. Он может быть полезен руководителям организаций, фандрайзерам и другим специалистам НКО. Также он может быть интересен специалистам бизнес-структур по корпоративной социальной ответственности, HR и PR.
Содержание:
Предисловие
Типы моделей партнерского взаимодействия НКО и бизнеса
Модель 1. Благотворительность как основной мотив взаимодействия бизнеса с НКО
1.1. Денежное пожертвование компании НКО:
- Поддержка бизнесом проектов АНО «Семья детям»
1.2 Грантовые конкурсы бизнеса:
- Участие трудового центра «Мастер ОК» в конкурсе ПАО «МегаФон»
1.3 Товарные пожертвования бизнеса:
- Тренажеры для Сиверского детского дома от компании «Фитнес Хаус»
1.4. Включение клиентов компании в благотворительную помощь НКО:
- Программа «Малый бизнес с большим сердцем» фонда Константина Хабенского и банка ВТБ24
- Программа «Корзина доброты» фонда продовольствия «Русь» и Х5 Retail Group
Модель 2. PR и маркетинг как основной мотив взаимодействия бизнеса с НКО
2.1. Отчисления с продажи товаров или услуг (кобрендинг)
- «Даешь СССР» – кобрендинговая программа Центра социальных технологий «Гарант» и торговой сети «Фудмаркет»
- Программа «Добрый процент» фонда «Настенька»
2.2. Спонсорство
- Спонсорство как источник средств на административные расходы благотворительного фестиваля
Модель 3. HR (работа с человеческими ресурсами) как основной мотив взаимодействия бизнеса с НКО
3.1 Программы корпоративного волонтерства:
- «Весенний дозор» в Челябинске
3.2. Pro bono как разновидность корпоративного волонтерства
- PR-кампании в помощь бездомным
3.3. Сбор пожертвований среди сотрудников
- Программа «Делать Добро Вместе» городского благотворительного фонда «Фонд Тольятти»
Модель 4. Приобретение уникальных товаров и услуг НКО, дающих дополнительные преимущества бизнесу
4.1. Закупка товаров у НКО:
- Благотворительные открытки для «Родника надежды»
4.2. Закупка услуг у НКО
- Проект «Лаборатория устойчивого развития бизнеса»
Юридическое оформление сотрудничества НКО и бизнес-компаний