Мероприятия «Весеннего дозора» ориентированы на развитие у подопечных учреждений навыков, полезных для жизни (в том числе для личностного, карьерного, социального и другого развития), а также на благоустройство бытовой среды как фактора, способствующего этому.
Тематика акций в разных регионах и год от года может отличаться, но общие направления едины для всех:
- социальная адаптация и реабилитация;
- приобретение социально значимых навыков;
- доступная и удобная среда;
- оздоровительные акции;
- повышение культурного уровня;
- творчество.
Фонд «Родная» специализируется на помощи детям, поэтому в качестве площадки для мероприятий «Весеннего дозора» в Челябинске был выбран дом ребенка, в котором живут 74 ребенка с различными нарушениями здоровья, от младенцев до 4 лет. Этому учреждению также регулярно помогают добровольцы фонда из челябинского университета.
В качестве примера акции приведем опыт проведения этого мероприятия в 2016 году. В этом году 7 волонтеров компании и 17 представителей фонда благоустроили детскую площадку в областном доме ребенка, а также покрасили веранду и малые формы в доме. Они высадили 100 саженцев цветов на территории дома ребенка. В рамках подготовки этого события была
приобретена кухня для группы, в которой воспитываются 7 малышей. Частью мероприятия был мастер-класс для добровольцев по изготовлению сувениров-оберегов под руководством профессионального мастера. Участники изготовили 74 сувенира, которые будут переданы будущим родителям – тем, кто примет решение о приеме детей из дома ребенка.
Кроме того, сотрудники фонда провели просветительскую работу с добровольцами компании, которым рассказали о судьбе детей из дома ребенка и развенчали миф о том, что дети с ВИЧ и СПИД не находят приемные семьи.
Сотрудники компании собрали пожертвования в офисе, купили подгузники и подарили их детям. Мероприятие в доме ребенка, таким образом, достигло своих целей: волонтеры оказали помощь дому ребенка, подарили теплое и доброе общение детям, пообщались друг с другом в атмосфере взаимопомощи и милосердия.
Каждое мероприятие «Весеннего дозора» подвергается оценке. Во-первых, по условиям программы в фонде устно и письменно собирают обратную связь волонтеров. Например, в этом году от волонтеров были получены следующие отзывы:
«Удовлетворение от того, что за короткое время смогли помочь дому ребенка», «Запомнилось всё, особенно лица детишек», «Позитив всей команды».
Во-вторых, подсчитывается количество волонтеров компании, принявших
участие в мероприятии (7 волонтеров), и благополучателей, которые будут пользоваться результатами работы, выполненной по результатам акции (74 ребенка). Также проводится внутренний качественный анализ выполненной работы.
Как строится сотрудничество
Программа «Весенний дозор» в Челябинске – это часть федеральной программы компании бизнес-партнера, координируемой из Москвы. Фонд «Родная» был приглашен в программу как региональный координатор Кухней НКО.
В рамках подготовки к мероприятию взаимодействуют три стороны: фонд «Родная», региональный офис компании бизнес-партнера и благополучатель, в данном случае – дом ребенка.
«Весенний дозор» ежегодно проходит в течение одного дня в период с мая по июнь. Но работа по подготовке начинается обычно за несколько месяцев до фактического времени проведения. В марте, как правило, происходит первое обсуждение мероприятия текущего года представителями фонда и регионального офиса компании. На этой встрече фонд представляет
варианты проведения мероприятия, разработанные с учетом обратной связи участников предыдущего года, и собирает свежие пожелания представителей компании о возможном формате и содержании мероприятия.
До этой встречи координатор НКО анализирует организации, которые могут выступить в качестве площадки для акции. Он связывается с ними и узнает о потребностях его благополучателей, и на основании этой информации разрабатываются варианты. В 2016 году представители
дома ребенка сами связались с фондом «Родная» и попросили о помощи в благоустройстве, поэтому на первой встрече с волонтерами компании координатор предложила именно этот объект помощи в качестве площадки.
В задачи регионального координатора входит разработка детальной концепции и плана события. Это мероприятие, кроме соответствия ожиданиям добровольцев, должно отвечать условиям технического задания, сформулированного компанией, а именно:
- каждому волонтеру необходимо предоставить возможность сделать личный вклад в общественно-полезное дело; полученная в результате мероприятия польза должна быть ощутимой и не вызывать сомнений в востребованности выполненных работ;
- работа для волонтеров должна быть, по возможности, совместной;
- при планировании мероприятия следует принимать во внимание оптимальную массовость события: для акций разной тематики она может быть разной.
Например, наиболее массовыми обычно являются мероприятия по благоустройству территорий, оздоровлению и творчеству.
Обязательным компонентом мероприятия должно являться знакомство добровольцев с объектом помощи (экскурсия), знакомство с подопечными и их нуждами. Эту часть мероприятия – общение – важно реализовать в неформальном формате для поддержания теплой и дружественной атмосферы.
Фонд также обязан предусмотреть варианты мероприятия на случай
разных погодных условий.
После первой встречи с сотрудниками компании координатор НКО дорабатывает предложения и окончательно согласовывает формат, дату и место проведения события. Стоит отметить вовлеченность сотрудников в процесс выбора и утверждения формата акции, а также в ее реализацию.
В фонде «Родная» рассматривают программу «Весенний дозор» как комплекс мероприятий, в котором сама акция – это только часть программы, которой предшествуют несколько встреч.
На них координатор от фонда разговаривает с сотрудниками, объясняет особенности группы благополучателей, к которым отправятся добровольцы.
Параллельно с согласованием формата, даты и содержания происходит утверждение бюджета – его согласуют фонд «Родная» и Кухня НКО.
Мероприятие обычно проходит в течение одного дня. Волонтеры работают несколько часов с перерывом на обед, затем подводятся итоги, вручают подарки подопечным и подводят итоги.
Во время подведения итогов волонтеры делятся своими впечатлениями от акции и пожеланиями, а также заполняют анонимные анкеты, в которых отвечают на несколько аналогичных вопросов письменно, отдельно оценивая выбор объекта помощи и работу регионального координатора, а также предлагают идеи по улучшению организации мероприятия на будущее.
Зачем это бизнесу и фонду
Проект нацелен, с одной стороны, на решение социальных проблем в регионах присутствия компании, а с другой – на развитие корпоративной культуры компании и вовлечение сотрудников в программы корпоративной социальной ответственности. Многие сотрудники компании никогда до реализации этого проекта не занимались волонтерской или благотворительной деятельностью самостоятельно. Благодаря этой инициативе они узнали, что значит делать
доброе дело, и как можно помогать тем, кто больше всего нуждается в помощи.
Программа родилась как личная инициатива сотрудников московского офиса компании, которая затем переросла во всероссийскую программу.
Для фонда «Родная» программа «Весенний дозор» имеет также несколько целей.
Во-первых, она реализует миссию фонда, которая состоит, в том числе, в поддержке социально незащищенных детей, адресной помощи нуждающимся детям.
Во-вторых, она способствует развитию в регионе культуры добровольчества и благотворительности, которую трактуют в фонде в широком смысле как культуру помощи доступными ресурсами, которые не ограничиваются
денежными, а также включают время и физические усилия волонтеров.
Таким образом, корпоративное волонтерство – это взаимовыгодное сотрудничество, в результате которого каждая из сторон решает свои задачи.
Выбор НКО как оператора акции по корпоративному волонтерству связан, как считают в фонде «Родная», с тем, что некоммерческие организации хорошо знакомы с проблематикой региона.
НКО обладает информацией о ситуации в некоммерческом секторе изнутри, поэтому является полезным партнером для бизнеса. НКО знают группы благополучателей, которые больше всего нуждаются в помощи и которым можно ее наиболее эффективно оказать в рамках формата однодневного мероприятия.
Например, детские дома как объекты помощи, которые в начале
сотрудничества волонтеры компании предлагали фонду в качестве объектов помощи, в Челябинской области получают значительную поддержку, поэтому в меньшей степени нуждаются в помощи по сравнению с другими группами благополучателей.
Секреты успеха и возможные риски
Одно из условий успешного взаимодействия, и с точки зрения коммерческой компании и с точки зрения фонда «Родная» — это способность к конструктивному диалогу. Компания ждет от фонда гибкости и способности предлагать форматы работы, которые, в свою очередь, принесут пользу всем и при этом заинтересуют участников – сотрудников компании.
Фонд, старается соблюсти баланс между выполнением своей миссии и удовлетворением запросов корпоративных волонтеров. Если одна из сторон этого баланса перевесит, то могут возникнуть сложности.
Так, если фонд сконцентрируется на удовлетворении своих интересов – например, если будет настаивать на определенном формате мероприятия, есть риск меньшей вовлеченности и заинтересованности волонтеров. Несмотря на то, что день участия в акции оплачивается волонтерам как рабочий, участие в ней добровольное и не отслеживается компанией, поэтому у регионального координатора всегда стоит задача мотивировать людей, чтобы они пришли
на мероприятие.
Если НКО, напротив, сконцентрируется только на выполнении пожеланий волонтеров и опустит социальную составляющую проекта, есть риск того, что проект превратится в простую акцию сплочения сотрудников, то есть результаты будут достигнуты только частично.
В фонде «Родная» одним из важнейших условий успеха акций по корпоративному волонтерству считают способность НКО услышать пожелания корпоративных волонтеров и удовлетворить их таким образом, чтобы волонтеры увидели пользу от своей работы для благополучателей и свой непосредственный вклад в решение какой-то проблемы. Учесть все пожелания
бывает нелегко, потому что иногда сотрудники компании предлагают очень разные форматы мероприятий. Например, большинство волонтеров-мужчин в челябинском офисе компании предпочитают заниматься традиционным благоустройством, которое понимают как физическую работу, результат которой можно «увидеть и потрогать»: покрасить забор, смастерить
скамейки и т.д. Некоторые коллеги-женщины предлагают более коммуникативный формат помощи, который предполагает общение с благополучателями: например, в формате интерактивных игр и квестов.
В такой ситуации координатор из фонда сам решает, как учесть интересы всех или большинства – попытаться аргументировать пользу предлагаемого формата или согласиться с мнением большинства волонтеров. В фонде «Родная» успех акции связывают в первую очередь с вовлеченностью и заинтересованностью сотрудников.
Очень важно находить и предлагать новые форматы работы, учитывая пожелания волонтеров, быть в контакте с благополучателями и знать их нужды, не перегружать волонтеров работой, потому что в этом случае они теряют мотивацию участвовать в дальнейших мероприятиях.
Таким образом, корпоративное волонтерство – это модель взаимодействия НКО и бизнеса, которая, по сути, представляет собой органичный синтез задач компании, фонда и организации, непосредственно ответственной за благополучаталей.