Особенности территории – и прежде всего ее размер – довольно сильно влияют на то, какие формы принимает благотворительное поле и соответственно на то, какие возможности открываются для создания и реализации социальных проектов.
Имея доступ к работе почти 100 российских Добрых городов и поселков, мы решили провести свое небольшое исследование и понять, каким образом развивается благотворительность в разных регионах России. Мы также запросили и проанализировали опыт нескольких сотен НКО-участниц дистанционного курса «Точки контакта» (2017) и опыт участников Школы проектного менеджмента (2017). В результате удалось создать описание типов благотворительного поля в зависимости от города, которое с радостью вам представляем.
Официально[1] российские города классифицированы следующим образом:
- крупнейшие города – с населением свыше 1 млн. чел.
- крупные – от 250 тыс. чел. до 1 млн. чел.
- большие – от 100 до 250 тыс. чел.
- средние – от 50 до 100 тыс. чел.
- малые – до 50 тыс. чел.
Давайте посмотрим, какая картина благотворительности и соответственно пространство для проектного менеджмента чаще всего складывается в городе каждого размера.
КРУПНЕЙШИЕ ГОРОДА
Помимо Петербурга и Москвы это: Новосибирск, Нижний Новгород, Казань, Красноярск, Уфа, Пермь и др.
В крупнейшем городе, если говорить про НКО, то их очень много, уровень профессионализма у них достаточно высокий. НКО, как правило, средне координируют свои действия друг с другом и средне конкурируют за ресурсы доноров.
Оценивая бизнес-компании, можно констатировать, что здесь их также очень много. В основном преобладает крупный и средний бизнес, который оказывает финансовую, материальную поддержку, а также поддержку волонтерами компаний. НКО практически не зависят от благотворительной политики той или иной компании, т.к. их много и можно даже выбирать, с кем сотрудничать, а с кем нет.
Так же, как и с органами власти, зависимость от которых обычно низкая. Виды поддержки, на которые НКО могут претендовать – финансовая, материальная, информационная и рекомендации.
СМИ в городе очень много, как и всевозможных событий, в том числе благотворительных, поэтому конкуренция за публикации очень высокая.
Посмотрим на следующих игроков – жителей. Они и так живут в крупнейших городах, поэтому уезжать из них они не стремятся и готовы активно участвовать в социальных изменениях, в том числе поддерживая рублем полезные городские инициативы.
Не только рублем, но и временем, и другими нефинансовыми ресурсами жители готовы поддерживать НКО и развитие территории. Бизнес тоже в тренде и активно подключается pro-bono.
В городе очень много площадок для проведения событий и туда достаточно легко попасть.
У НКО достаточно большой выбор источников финансирования как по количеству, так и по качеству. Также они могут в целом беспрепятственно применять международный опыт, обмениваться идеями, выстраивать партнерские отношения.
КРУПНЫЕ ГОРОДА
Тюмень, Тольятти, Хабаровск, Пенза, Оренбург, Иркутск, Сургут, Архангельск, Якутск и др.
В крупном городе много НКО с высоким уровнем профессионализма, которые средне конкурируют между собой, обращаясь к донорам за ресурсами. Свои действия НКО в крупном городе также средне координируют друг с другом.
В крупных городах много среднего и крупного бизнеса. Так же, как и в крупнейшем городе, они готовы оказывать финансовую, материальную и поддержку своими сотрудниками-волонтерами. Здесь зависимость у НКО от компаний средняя, как и от органов власти, которые оказывают финансовую, материальную, информационную поддержку и поддержку рекомендательными письмами.
СМИ здесь достаточно много и можно выбрать, с кем именно сотрудничать, а с кем нет, учитывая, что конкуренция с другими событиями за публикации достаточно высокая.
Жители крупного города в массе высоко оценивают свою готовность остаться на территории. Уровень их социальной активности умеренный, cредний чек пожертвований как правило маленький.
Тем не менее волонтеров в городе много, а бизнес-волонтеров pro-bono среднее количество. И с каждым годом в сознание бизнес-компаний все больше проникает информация о возможности совершать добрые дела не только с помощью денег, но и с помощью своих профессиональных навыков.
Количество площадок для проведения событий среднее, как и трудности с попаданием в них.
Также у НКО средние возможности по выбору источников финансирования. А вот применение международного опыта, возможности находить партнеров, в том числе за рубежом, почти не ограничены.
БОЛЬШИЕ ГОРОДА
Великий Новгород, Псков, Южно-Сахалинск, Норильск, Рубцовск, Железногорск и др.
Количество НКО в большом городе – среднее, как и уровень их профессионализма. При этом конкуренция проектов за ресурсы – высокая, а скоординированность действий – часто низкая.
Переходя к оценке следующих игроков – бизнес-компаний – можно отметить, что в основном это средний и малый бизнес, количество которого среднее на территориях, поэтому зависимость НКО от их ресурсов (в основном материальных и волонтерской помощи) высокая. С органами власти похожая ситуация – зависимость НКО от них высокая. А ресурсы они дают материальные, финансовые, информационные и рекомендательные.
В большом городе много СМИ, но как только вы решите сделать публикацию о своем событии, обнаружите, что конкуренция высокая.
Готовность остаться в своем городе у жителей средняя, возможно поэтому и социальная активность у них низкая, а средний чек пожертвования достаточно маленький.
Жители в целом готовы быть волонтерами, но их количество среднее. Мало компаний, которые делают что-то полезное для НКО и своей территории pro-bono.
В городе мало площадок для проведения событий и туда средне трудно попасть. У НКО маленький выбор источников финансирования и применение международного опыта, возможность выстраивать партнерские отношения доступна не всем, а лишь некоторым организациям.
СРЕДНИЕ ГОРОДА
Ханты-Мансийск, Гатчина (Ленинградская область), Магадан, Чайковский (Пермский край), Анапа, Елабуга (Татарстан) и др.
Для среднего города характерна следующая ситуация с НКО: во-первых, их мало, во-вторых – уровень их профессионализма низкий, в-третьих – конкуренция проектов за ресурсы доноров достаточно высокая, в-четвертых – скоординированность действий средняя.
Бизнеса в городе мало. Это в основном малый и средний бизнес, который (так же, как и в большом городе), оказывает преимущественно материальную поддержку и помощь своими волонтерами – сотрудниками компаний.
НКО в среднем городе имеют достаточно высокую зависимость от власти, которая в первую очередь готова предоставить им информационную и рекомендательную поддержку, а уже во вторую – финансовую и материальную.
Со СМИ в среднем городе все средне: и их количество, и конкуренция с другими событиями за публикации.
Жители среднего города часто активно смотрят на города побольше и особо не готовы вкладываться в развитие своей территории ни трудом, ни деньгами.
Волонтеров в городе мало, а волонтеров бизнес-компаний, готовых делать что-то pro-bono – очень мало: возможно, потому что не все понимают, что так тоже можно помогать.
Площадок для проведения событий очень мало, но попасть туда достаточно легко, т.к. обычно желающих не очень много и площадки заинтересованы, чтобы у них проводились в том числе и «полезные» события.
Источников финансирования для НКО достаточно мало, поэтому выбор невелик. Применять международный опыт стоит достаточно осторожно, т.к. не всегда это может сыграть во благо организации, так же как и установление различных партнерств.
МАЛЫЕ ГОРОДА
Вышний Волочек (Тверская область), Чусовой (Пермский край), Мончегорск (Мурманская область), Тулун (Иркутская область), Урюпинск (Волгоградская область) и др.
Если говорить о малом городе, то в нем НКО очень мало, преобладают в основном традиционные организации: ассоциации ветеранов, ВОИ и т.п. Возможно, поэтому скоординированность действий высокая. Уровень профессионализма этих организаций достаточно низкий, при этом конкуренция проектов за ресурсы из-за небольшого количества доноров на территории очень высокая.
В малом городе и бизнес малый, которого очень мало, поэтому конкуренция за его ресурсы очень высока. При том, что ресурсы, которые он готов выделить – это преимущественно волонтерская и материальная помощь.
В малом городе от власти практически никуда не деться, без ее согласования скорее всего невозможно будет провести ни одно событие – зависимость очень высокая. Ресурсы, которые органы власти могут предоставить, по убыванию готовности это сделать, выглядят так: информационные, рекомендательные письма, материальные и финансовые ресурсы.
В малом городе может быть буквально несколько СМИ, которые посещают все городские мероприятия, а их скорее всего не так много. Поэтому конкуренция с другими событиями за публикации низкая.
Жители малого города чаще всего при любой возможности стремятся его покинуть, поэтому их не так-то просто вдохновить на развитие родного края. Пожертвований деньгами они почти не совершают, разве что на очень конкретные и понятные цели организации/человека, которых они знают лично и доверяют им.
Волонтерами становятся преимущественно очень преданные городу люди, которые хотят остаться и готовы лично вложиться в то, чтобы жизнь на этой территории менялась к лучшему. Малочисленный бизнес скорее всего не слышал о термине pro-bono и готов другими ресурсами, если они есть, поддерживать полезные инициативы.
Здесь буквально одна-две площадки для проведения городских событий, и так как все друг друга знают, то попасть на них скорее всего будет легко.
А вот с выбором источников финансирования придется сложновато, т.к. этого выбора фактически нет. В связи с тем, что власти активно наблюдают за всем, что происходит на территории, применение международного опыта скорее всего не будет ими одобрено, но это не значит, что налаживать партнерские отношения и черпать передовые, в том числе международные, идеи вам запретят. Доступ к интернету и соцсетям открыт (пока J), поэтому вы можете самостоятельно решать, какой опыт и в какой степени использовать для развития своей организации и территории.
Предложенная нами классификация не является единственно возможной и универсальной для всех территорий и ситуаций. Это лишь один из возможных подходов к тому, по какому основанию можно разложить города, чтобы оценить уровень развития благотворительности в них и соответственно понять, условия, в которых может развиваться проектный менеджмент.
Можно было бы сделать это по-другому: например взять города, где много бизнес-компаний и где их нет совсем; где преимущественно крупный бизнес и только малые и средние предприятия; где НКО активно сотрудничают с органами власти и где они работают отдельно от нее; где НКО консолидированы и вместе думают о развитии региона и где их деятельность разрозненна и направлена исключительно на достижение собственных целей и т.п. Также можно анализировать города с диверсифицированной экономикой и моногорода.
Сводная таблица
«Развитие региональной благотворительности в зависимости от размера города»
Статус города | Круп-нейший | Крупный | Большой | Средний | Малый | |
Количество жителей | более 1 млн. чел. | от 250 тыс. чел. до 1 млн. чел. | от 100 до 250 тыс. чел. | от 50 до 100 тыс. чел. | до 50 тыс. чел. | |
НКО | Количество | Очень много | Много | Среднее | Мало | Очень мало (традиционные: ветераны, ВОИ и т.п.) |
Уровень профессионализма | Достаточно высокий | Высокий | Средний | Низкий | Достаточно низкий | |
Конкуренция проектов | Средняя | Средняя | Высокая | Достаточно высокая | Очень высокая | |
Скоординированность действий | Средняя | Средняя | Низкая | Средняя | Высокая | |
Бизнес | Количество | Очень много | Много | Средне | Мало | Очень мало |
Размер компаний | Крупный и средний | Средний и крупный | Средний и малый | Малый и средний | Малый | |
Преимущественные виды поддержки | Финансовая, материаль-ная, волонтерами | Финансовая, матер., волонтерами | Матер., волонтерами | Матер., волонте-рами | Волонтерами, материаль-ная | |
Зависимость НКО от бизнеса |
Низкая | Средняя | Высокая | Достаточно высокая | Очень высокая | |
Власть | Зависимость НКО от власти | Низкая | Средняя | Высокая | Достаточно высокая | Очень высокая |
Виды поддержки | Финансовая, материаль-ная, информаци-онная, рекомен-дации | Финансовая, матер. , инф., рекоменд. | Матер. финансовая, инф., рекоменд. | Инф., рекоменд., фин., матер. | Инф., рекоменда-ции, материаль-ная, финансовая | |
СМИ | Конкуренция с другими событиями за публикации |
Очень высокая | Достаточно высокая | Высокая | Средняя | Низкая |
Количество изданий | Очень много | Достаточно много | Много | Средне | Мало | |
Жители | Готовность остаться на территории, не уезжать | Очень высокая | Высокая | Средняя | Низкая | Очень низкая |
Социальная активность | Высокая | Средняя | Низкая | Достаточно низкая | Очень низкая | |
Средний чек пожертвования | Средний | Маленький | Достаточно маленький | Очень маленький | Почти нет | |
Количество волонте ров | Обычные | Очень много | Много | Средне | Мало | Очень мало |
Pro-bono (по своей специальности) | Достаточно много | Средне | Мало | Очень мало | Почти нет | |
Площад-ки для проведе-ния событий | Количество | Очень много | Среднее | Мало | Очень мало | Буквально 1-2 |
Трудности с попаданием на площадки | Достаточно легко | Средне | Средне | Достаточно легко | Легко | |
Выбор источников финансирования | Большой | Средний | Маленький | Достаточно маленький | Очень маленький | |
Применение международного опыта, идей, возможность привлекать партнеров | Доступно | Доступно | Избирательно доступно | Средне доступно | Мало доступно |
[1] Согласно своду правил «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (СП 42.13330.2011) от Минрегионразвития РФ