«Человеческий фактор» — это, с одной стороны, тот камень, на котором стоит НКО, но с другой – возможно, одно из самых тонких мест в работе общественной организации. Именно от команды в первую очередь зависит, будут ли реализованы задуманные проекты и достигнуты цели организации, и насколько успешно.
Управление людьми – всегда непростая задача для руководителя. А в изменившихся условиях пандемийного времени она еще более усложняется.
В этом материале приведем несколько советов по работе с командой, которые получились по результатам обсуждений коллег из НКО на онлайн-курсе «Социальное проектирование» от Кухни НКО. Вот они:
- Удостоверьтесь, что у членов вашей команды — общее видение целей и общие принципы в работе.
Настроенность на единый лад – один из главных факторов успеха команды. Обсуждайте с коллегами при случае общественные проблемы, над которыми вы работаете в организации, и как именно ваша работа способствует их разрешению. Не забывайте проводить сессии стратегического планирования, на которые приглашайте всех сотрудников (а возможно и ключевых волонтеров) вашей НКО.
- Включайте сотрудников в обсуждения и принятие решений по проекту.
Участие членов команды в обсуждениях и принятии решений способствует пониманию ими того, что происходит в проекте и почему, каковы ожидания от каждого и повышает их ответственность за свои действия. Они чувствуют доверие и уважение к себе.
Это с успехом можно делать эффективно даже в условиях удаленной работы – разнообразие доступных онлайн-инструментов уже очень велико.
- Четко распределите полномочия и ответственность за разные участки работы.
Это поможет и разгрузить руководителя, и команде в целом быть более эффективной. Помните, что четыре главные задачи управленца – это планировать, организовывать, мотивировать сотрудников, а также контролировать сделанное. Но никак не делать все за всех!
- Заботьтесь о психологическом климате в коллективе. Важна поддержка каждого со стороны руководителя.
Люди в НКО работают в значительной степени (а иногда и только) ради идеи, нежели ради чего-то еще (денег, опыта и т.д.) И ценить их вклад, поощрять, формировать психологически комфортную среду в коллективе и проявлять заботу о сотрудниках в других формах со стороны руководителя становится особенно важно.
Можно вплетать в работу неформальное общение – например, вместе выехать на природу (если эпидемиологическая обстановка позволяет).
Безусловно, речь идет не только о поддержке, но и о развитии сотрудников как профессионалов.
Как выразился один из участников курса, «команду формирует и растит — нежно, трепетно и настойчиво, как своих детей, — именно руководитель. Подбирает, пробует на совместимость, фильтрует людей».
- Обучите всех членов команды быть эффективными в онлайн-пространстве.
Пандемия переместила всех в онлайн, и все мы в той или иной степени его уже освоили. Но проверьте – все ли члены команды одинаково хорошо освоили IT-программы, необходимые вам в удаленной работе? У всех ли есть достаточное техническое обеспечение? Давно ли вы изучали опыт перевода в онлайн проектов и услуг НКО, аналогичных вашей? С каждым днем вариативность работы в онлайн все расширяется, коллеги придумывают все новые и новые решения. Следите за ними и осваивайте новые способы онлайн-работы, в том числе и инструменты управления проектами!
Руководителю важно суметь выстроить работу команды так, чтобы она была одинаково эффективна и онлайн, и офлайн.
- Обеспечьте взаимозаменяемость сотрудников (насколько это возможно).
Если ваш проект «завязан» на одного сотрудника, то стоит ему исчезнуть, проект развалится? Чтобы этого не допустить, коллеги рекомендуют отслеживать, чтобы нужными в работе компетенциями обладал не один сотрудник, а как минимум двое. Таким образом они, обладая схожими навыками и умениями, смогут частично или целиком друг друга замещать. Тогда ни одна из компетенций не просядет критично и проект, если и пострадает, то уж точно не остановится.
- Оформляйте трудовые отношения.
Хороший совет — тщательно оформлять трудовые отношения. Важно быть внимательными к договорам, актам и другим документам. Они добавят уверенности в завтрашнем дне вашим сотрудникам, а вам сохранят нервы, время и деньги. Если вы наняли эксперта, а он посреди проекта «передумал» и ушел, то вы сможете, опираясь на договор, хотя бы частично вернуть затраты.
- Развивайте горизонтальные связи в секторе.
Где взять другого эксперта на замену – это уже вопрос к вашим знакомствам внутри сектора. Задайте себе вопрос: достаточно ли крепки и обширны ваши горизонтальные связи? Есть ли у вас группы поддержки, партнерская или волонтерская помощь для привлечения в случае необходимости. Важно оглядываться – знать, что происходит в секторе, кто работает на одном с вами поле и может стать вашим партнером.
Итак, коллеги, люди – это важнейший фактор успеха социального проекта. Если вы руководитель НКО или проекта, то важно не забывать выделять время на работу со своей командой, на заботу о ней. Особенно это актуально в новых изменившихся условиях, когда она вынуждена зачастую работать с меньшими ресурсами, но с большими результатами, быстро и гибко реагировать на изменения в ситуации и все это – в условиях повышенной неопределенности. Это большая задача для руководителя – суметь в таких условиях сохранить драйв и желание работать дальше у своей команды.
Подробнее о работе с людьми в процессе управления проектами, и в частности – о мотивации сотрудников, вы можете узнать на онлайн-курсе «Социальное проектирование для НКО», организованного проектом Кухня НКО. Он открыт для прохождения в свободном режиме.
Материал опубликован в рамках проекта, реализуемого с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.