7 октября 2022 года вступил в силу новый регламент Министерства юстиции РФ от 26 сентября 2022 года № 199, регламентирующий государственную услугу по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе вопросы создания, реорганизации, ликвидации, внесения изменения в уставы некоммерческих организаций, а также изменения сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Регламент, действовавший с 2011 года, (приказ Минюста РФ от 30 декабря № 455) соответственно утратил силу.
Содержательных изменений не так много, новый регламент скорее приведен в соответствие с действующими подходами и требованиями к оформлению регламентов по оказанию государственных и муниципальных услуг. Так, по новому регламенту государственная услуга должна быть предоставлена заявителю в соответствии с вариантом предоставления государственной услуги. Вариантов установлено шесть:
1) Государственная регистрация некоммерческой организации при создании;
2) Государственная регистрация некоммерческой организации в связи с реорганизацией;
3) Государственная регистрация некоммерческой организации в связи с внесением изменений в устав;
4) Государственная регистрация некоммерческой организации в связи с внесением изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ;
5) Государственная регистрация некоммерческой организации в связи с ликвидацией;
6) Исправление допущенных опечаток и (или) ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах.
Стоит отметить, что новый регламент с точки зрения структуры стал удобней для восприятия. Каждый вариант услуги содержит:
— сроки предоставления услуги;
— перечень административных процедур;
— исчерпывающий перечень документов, необходимый для предоставления услуги;
— информацию о межведомственном взаимодействии;
— порядок рассмотрения документов
— порядок принятия решения о предоставлении (об отказе в предоставлении) услуги.
Кроме того, блок новых положений касается электронной формы подачи документов. Закрепляются вопросы, которые на практике работают уже несколько лет – например, возможность подачи документов на регистрацию через портал Госуслуги, а также отсутствие необходимости уплаты государственной пошлины в случаях подачи документов через портал Госуслуги (подпункты 20 и 32 пункта 3 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации).
Одно из нововведений касается предоставления документа об оплате государственной пошлины. В новом регламенте данный документ вынесен в число документов, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, т.к. данная информация подлежит представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
Вызывает интерес в новом регламенте понятие профилирования заявителя. Профилирование – помощь заявителю в маршруте действий, в выборе варианта получения услуги. В регламенте указывается, что необходимый вариант действий определяется по результатам анкетирования заявителя. Анкетирование заявителя осуществляется посредством портала Госусуги, в Минюсте России или его территориальном органе. В регламенте подчеркивается, что установленный по результатам профилирования вариант доводится до заявителя в форме, исключающей неоднозначное понимание. На практике в настоящий момент данные положения реализуются скорее через консультации специалистов по телефону, в свою очередь на портале Госуслуги, а также на сайте Минюста и его территориальных органов функционал анкетирования не предусмотрен.
Не обошлось и без правовых коллизий. Например, новый регламент предполагает предоставление заявления по форме Р11001, утвержденной Приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@, в том числе с указанием сведений об учредителях. Однако в соответствии с п. 43 Приказа ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@, устанавливающим требования к заполнению форм заявлений, в форме Р11001 сведения об учредителях заполняются в отношении не всех организационно-правовых форм. Так, в отношении автономных некоммерческих организаций, общественных организаций, благотворительных фондов, ассоциаций (союзов) лист со сведениями об учредителях в заявлении не заполняется с 2020 года, однако ряд территориальных органов Минюста продолжают требовать заполнения данного листа. Рекомендую в данном случае уточнять этот вопрос непосредственно у специалистов Минюста вашего региона.
Обращаю внимание, что сроки всех процедур по взаимодействию с органами Минюста остались прежними. Общий срок предоставления государственной услуги со дня регистрации запроса и документов, необходимых для предоставления государственной услуги без учета времени на исполнение функций ФНС России не должен превышать:
— 33 календарных дня в отношении общественных организаций и движений,
— 25 календарных дней — для политических партий, региональных отделений и иных структурных подразделений политической партии,
— 1 месяц и 3 календарных дня или 6 месяцев и 3 календарных дней (при проведении государственной религиоведческой экспертизы) – для религиозных организаций,
— 17 рабочих дней – для иных некоммерческих организаций.
При этом с 1 апреля 2022 года действует рекомендация Минюста России по сокращению вдвое сроков рассмотрения документов, поданных на регистрацию некоммерческих организаций. Данное решение не имеет нормативно-правового характера, действует до тех пор, пока позиция ведомства не изменится. В новом регламенте сокращение сроков не закреплено.
Большой блок нового регламента посвящен требованиям к помещениям, в которых предоставляется государственная услуга. Закрепляется доступность получения услуги, в том числе для людей с инвалидностью (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) с учетом разных ограничений жизнедеятельности. При необходимости сотрудники обязаны оказывать помощь в преодолении барьеров, мешающих получению государственной услуги наравне с другими лицами. В случае невозможности полностью приспособить объект с учетом потребности инвалида ему обеспечивается доступ к месту предоставления государственной услуги либо, когда это возможно, ее предоставление по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Кроме того, в соответствии с новым регламентом формы заявлений, уведомлений или сообщений, используемые при предоставлении государственной услуги, а также образцы их заполнения, должны размещаться на официальных сайтах Минюста России и его территориальных органов, информационных стендах в местах предоставления государственной услуги, а также на портале Госуслуги.
Хочу обратить внимание, что к показателям качества и доступности предоставления государственной услуги относятся в том числе возможность получения полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственной услуги, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также вежливость и компетентность должностных лиц, взаимодействующих с заявителем при предоставлении государственной услуги.
Какие же практические же рекомендация можно дать в связи с вступлением в силу нового регламента взаимодействия с Минюстом:
- не бояться выходить на контакт со специалистами Минюста, консультироваться и задавать вопросы. Объяснять, ориентировать в последовательности действий каждой процедуры государственной услуги – прямая обязанность служащих данного ведомства;
- чаще использовать возможности получения услуг Минюста в электронной форме, в ряде случаев это поможет вам сэкономить деньги и время;
- активнее требовать предоставления помощи сотрудниками Минюста в преодолении барьеров, мешающих получению государственных услуг маломобильными гражданами.
Материал подготовлен участником программы «Школа региональных экспертов», которая реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.