Measurable — значит измеримый

Время чтения: 7 минут

8 шагов для определения измеримости результата социального проекта

Практически во всех грантовых заявках есть вопрос про ожидаемые качественные и количественные результаты проекта. Критерий измеримости относится к основным характеристикам проекта, и уже в 80-е годы был включен в пятерку ведущих согласно системе постановки целей SMART. Сегодня она широко используется в тайм-менеджменте и в управлении проектами, так как помогает сделать планы более конкретными и достижимыми. К тому же, измеримость цели помогает отслеживать прогресс и позволяет заметить то, что «вдруг» идет не так.

SMART – это метод описания цели проекта, включающий в себя: конкретность, измеримость, достижимость, важность и определенность по срокам. Аббревиатура SMART сформирована от 5 английских слов: Specific — конкретный, Measurable — измеримый, Achievable (attainable) — достижимый, Relevant — соотвествующий, Time bound — ограниченный во времени.

Любой проект должен стремиться к результату, и то, как именно он будет достигаться, должно быть спланировано заранее. К тому же, соотношение ожидаемых результатов с планируемыми расходами на реализацию проекта, адекватность, измеримость и достижимость таких результатов являются главными критериями оценки заявки и определения коэффициента значимости проекта. Так что стоит уделить этому аспекту особое внимание, потому что опыт анализа заявок на грантовые конкурсы показывает, что не все НКО с ним «дружат». Кто-то слишком общо формулирует результат — например, «повысится качество жизни», — кто-то пишет, что «ХХХ человек станут благополучателями проекта». Но вот эксперт, оценивающий заявку, задаст в таком случае вопрос: а как этот результат можно измерить? И если такой информации в заявке нет, она не получит высокую оценку.

На самом деле, с измеримостью действительно не все просто. Например, если заглянуть в Википедию, то можно найти довольно скудное описание критерия измеримости: – «Объясняется, в чем будет измеряться результат. Если показатель количественный, то необходимо выявить единицы измерения, если качественный, то необходимо выявить эталон отношения». — Чуть-чуть понятнее, но не до конца.

В методических рекомендациях для тех, кто пишет заявки на проекты, можно найти, например, такие формулировки: Измеримость изложена в заявке четко – значит, что изложены ожидаемые результаты проекта, они адекватны, конкретны и измеримы. 

Но как именно «измеримы?» Как показать эту измеримость самому себе и грантодателю, инвестору, партнеру и другим стейкхолдерам? Предлагаю метод «Восемь вопросов про М», который описан на примере проекта по обучению чтению.

8 ВОПРОСОВ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ «М»

Итак, допустим, мы хотим организовать индивидуальные курсы по развитию навыков устного чтения. Чтобы цель сделать измеримой, я предлагаю ответить на восемь взаимосвязанных вопросов.

1. Временные рамки. К какому времени ждать изменения?

Вопрос довольно простой, ответ на него должен быть в описании проекта. Допустим, курсы у нас будут длиться шесть месяцев, поэтому ответ будет «через полгода».

2. В каком формате оказывается влияние?

Здесь отмечается то, что именно вы делаете и в каком формате, чтобы достичь результата. В нашем примере ответом будет «индивидуальные занятия по чтению». 

3. Предмет воздействия: что именно изменится?

Тут важна конкретика, а не «жизнь благополучателей вообще». В нашем случае правильным ответом будет «совершенствуются навыки устного чтения».

4. Направление и охват целевой аудитории — вверх или вниз? Сколько процентов целевой аудитории успешно завершит проект?

Изменения могут иметь разный вектор – они могут приводить к росту чего-то, или, наоборот, к уменьшению/снижению. Это зависит от того, что именно нужно сделать —  устранить проблему или добиться улучшения ситуации (например, снизить число заболевших в или повысить число здоровых людей). 

Второй важный момент — это охват целевой аудитории, у которой эти изменения настанут. В нашем примере с курсами чтения ответ может быть такой: направление изменений – «улучшатся навыки устного чтения», а масштаб изменений, охват целевой аудитории – «у не менее чем 75% участников проекта». Важно адекватно оценивать воздействие проекта на целевую аудиторию, и помнить, что добиться стопроцентного результата практически невозможно или это случается очень редко.

5. Степень изменения. 

Здесь мы должны понять, в какой степени будет выражен результат. Путь в нашем примере ответом будет «участники проекта улучшат оценку за выполнение задач по чтению на два балла». 

6. Индикаторы. Каким образом будете фиксировать результат проекта?

В продолжение прошлого вопроса — «оценка за устное чтение улучшится на два балла».

7. Инструменты. Какие средства вы используете, чтобы оценить, достигли ли вы планируемых результатов?

В данном случае мы имеем в виду инструментарий как совокупность средств, применяемых для оценки достижения планируемых результатов в конкретной предметной области. Количественные результаты можно оценить, например, попросив участников в конце проекта заполнить оценочную анкету, или используя конкретную методику оценки. В нашем примере этим инструментом может быть, например, «шкала сформированности речи Логиновой-Яковлевой».

8. Этапы. В какой период (фазу реализации проекта) будет измеряться результативность?

Провести итоговый опрос, анкету, тест или любой другой способ оценки результативности проекта для благополучателей — это, безусловно, хорошо и правильно. Но важно сделать замер в самом начале проекта, чтобы затем можно было сравнить показатели и описать достигнутые изменения. Обычно измерения проводятся на старте проекта, текущий мониторинг проводится в ходе реализации проекта – особенно долгосрочного, а итоговая оценка — в самом конце. Разница между входными и выходными данными – это и есть достигнутый результат. В нашем примере про курсы чтения ответом на этот вопрос будет «в первый и в последний месяцы полугодичного курса занятий».

Теперь давайте соберем все ответы и составим цельный текст:

«Через полгода индивидуальных занятий в рамках проекта, навыки устного чтения улучшатся на два балла у не менее чем 75% участников проекта, что будет зафиксировано с помощью замера и сравнения оценок за устное чтение по шкале сформированности речи Логиновой-Яковлевой, проведенного в течение первого и последнего месяцев полугодичного курса занятий».

Такая формулировка дает конкретный ответ на вопрос про измеримость ключевых результатов проекта. Она содержит не только количественный показатель — число благополучателей, которые успешно завершили курсы, — но еще и объясняет то, каким путем будет сделана оценка результата.  Четко прописанные показатели измеримости результатов проекта значительно повышают шансы на высокую оценку заявки на проект, и, таким образом, получение поддержки на реализацию вашей инициативы.