Лучший опыт привлечения государственных субсидий и выполнения НКО госзаказа

Кейс описывает опыт Санкт-Петербургского Еврейского благотворительного центра «Забота-Хэсэд Авраам» по предоставлению услуг сиделок ветеранам Великой Отечественной войны Санкт-Петербурга.

Он интересен тем, что демонстрирует трудности и возможности изменения финансового менеджмента организации при создании внутреннего коммерческого подразделения для выполнения госзаказа.
Хэсэду удалось при наличии двух принципиально разных составляющих (благотворительная и коммерческая деятельность) сохранить целостность организации как благотворительной.

Кейс «Лучший опыт привлечения государственных субсидий и выполнения НКО госзаказа»

Санкт-Петербургская общественная организация инвалидов и пенсионеров «Санкт-Петербургский Еврейский Благотворительный Центр Забота-Хэсэд Авраам» (далее по тексту – Хэсэд) зарегистрирована в 1993 году. Основные целевые группы организации – социально незащищенные пенсионеры и инвалиды.

Хэсэд оказывает социальную помощь инвалидам и пенсионерам в соответствии с Благотворительной программой по следующим направлениям: медико-социальная, продовольственная и гуманитарная помощь. Кроме того, в 2011 году Хэсэд реализовал следующие проекты:

  • а) «Оказание ухода и помощи по дому жителям блокадного Ленинграда»;
  • б) «Медико-социальная помощь пожилым людям после инсультов и переломов»;
  • в) «Социальная помощь пожилым людям, страдающим болезнью Альцгеймера»;
  • г) «Привлечение волонтеров к оказанию пожилым социальной помощи на дому»;
  • д) «Предоставление услуг сиделок ветеранам ВОВ».

В 2011 году – 78 штатных сотрудников, 10 443 клиента, 600 волонтеров. Бюджет организации в 2011 году – 150 миллионов рублей (53% пожертвования, 46,8% – госзаказ).

Реализация проекта по оказанию услуг сиделок населению по госзаказу имеет длинную историю взаимодействия Хэсэда и Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга (далее – КСП). В рамках собственной благотворительной программы Хэсэд оказывает помощь в виде услуг сиделок и ухода за пожилыми людьми на дому с 1996 года . Важность этого проекта неоднократно обсуждалась с представителями КСП.

Для отработки оказания услуги в 2009 году был осуществлен пилотный проект по оказанию помощи сиделок пожилым гражданам города на средства субсидии КСП, в рамках которого помощь сиделок осуществлялась Хэсэдом по направлениям районных комплексных центров социального обслуживания населения (далее – КЦСОН). Одновременно, Хэсэд принимал участие в разработке нормативных документов по этому вопросу.

В том числе и по результатам этого проекта было выпущено постановление Правительства от 25.11.2009 № 1340, в соответствии с которым Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга объявил конкурс на право предоставления услуг сиделок по социально-медицинскому уходу на дому ветеранам (инвалидам) Великой Отечественной войны (ВОВ) в Санкт-Петербурге (см. файл «9.4.1. Postanovlenie 1340»). Хэсэд был приглашён к участию в этом конкурсе и в декабре 2009 года прошел квалификационный отбор на право предоставления услуг сиделок по социально-медицинскому уходу на дому ветеранам (инвалидам) ВОВ в Санкт-Петербурге. С 2010 года по настоящее время Хэсэд предоставляет услуги сиделок по уходу на дому на средства из городского бюджета.

Цели Хэсэда при реализации проекта по предоставлению услуг сиделок:

  • оказание помощи сиделок гражданам Санкт-Петербурга в соответствии с миссией Хэсэда,
  • внедрение в сферу социальных услуг практики госзаказа,
  • повышение устойчивости организации (получение дополнительного источника финансирования),
  • повышение статуса организации,
  • возможное получение прибыли для осуществления других благотворительных программ.

В целях реализации проекта Хэсэд заключил трехсторонний Договор о компенсации расходов, связанных с предоставлением услуг сиделок по социальномедицинскому уходу на дому (далее – Договор).

Одна сторона – Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга через районные отделения комплексных центров социального обслуживания населения (КЦСОН) после обследования и решения комиссии выдает направления на обслуживание нуждающихся в уходе граждан в организацию и финансирует Санкт-Петербургское государственное учреждение «Городской информационно-расчетный центр» (далее – Горцентр).

Вторая сторона – Горцентр – проверяет отчетность и перечисляет организации средства за оказанные услуги согласно установленной в Договоре стоимости одного часа услуги сиделки, что составляет 90 процентов от общей стоимости услуги. Третья сторона – Хэсэд – предоставляет услуги сиделки по направлениям КЦСОН обслуживаемых районов города (четыре района). Граждане, получающие услуги, частично оплачивают (10 процентов) стоимость услуги в организацию.

Функции Хэсэда по выполнению Договора состоят в следующем:

  • подбор социального работника (сиделки) на обслуживание гражданина в соответствии с направлением на предоставление услуг сиделки, выданным КЦСОН,
  • предоставление услуги сиделки в соответствии с графиком обслуживания и набором (модулем) услуг сиделки, указанны в направлении от КЦСОН,
  • контроль качества и объема предоставления услуг сиделок, проведение инструктажа и обучение Правилам работы, поведения и этики социального работника,
  • организация сбора средств частичной оплаты (10 процентов) с обслуживаемых граждан на расчетный счет Хэсэда,
  • ежемесячная отчетность перед Горцентром.

В целях исполнения Договора в Хэсэде было проделано следующее:

  • создана «Служба сиделок для города» (далее – Служба сиделок) под руководством опытного руководителя программы Медико-социальной реабилитации,
  • за короткий срок были набраны дополнительные сотрудники – социальные работники (сиделки) в количестве около 400 человек, координаторы по районам в количестве 4 человек по числу обслуживаемых районов города, а также привлечены сотрудники из других программ на полную занятость, либо частичную,
  • были выделены офисные помещения для приема сотрудников и отчетов сиделок, их обучения, а также арендованы дополнительные помещения,
  • с управлением Сбербанка РФ заключен договор о сборе средств с физических лиц в пользу организации.

Отчетность перед Горцентром

Отчетность формируется в автоматизированной информационной системе

«Электронный социальный регистр населения Санкт-Петербурга» (АИС «ЭСРН»). Система позволяет взаимодействовать трем сторонам Договора по выполнению услуг сиделок отдельным категориям граждан и контролировать процесс. Система настроена таким образом, что в нее попадает информация по гражданам, которым выданы направления от КЦСОН и проставлено плановое количество часов и график оказания услуг (прихода сиделки).

Хэсэд имеет возможность только проставить фактическое количество часов оказания услуг, сформировать и распечатать документы:

  • реестры граждан, заключивших договоры на оказание услуг сиделок и получивших услуги сиделок, по каждому району,
  • акты выполненных работ по оказанию услуг сиделок между организацией и гражданином с указанием количества часов за отчетный месяц,
  • отчет (график работы) социального работника на следующий месяц,
  • квитанцию на частичную оплату услуг сиделок (10 процентов) обслуживаемыми гражданами через Сбербанк.

Сведения по фактическим часам оказания услуг сотрудники Службы сиделок получают на основании отчетов социальных работников и актов выполненных работ по оказанию услуг сиделок между организацией и гражданином.

На основании вышеуказанных реестров и актов составляется сводный акт между Хэсэдом и Горцентром об оказанных услугах сиделок по договорной стоимости часа, а также счет и счет-фактура.

Внутренние нормативные документы

В связи с началом предпринимательской деятельности в Хэсэде были разработаны и приняты следующие документы:

  • дополнение к Положению по учетной политике организации в целях раздельного учета доходов и расходов по предпринимательской деятельности и благотворительности, в котором определен порядок учета расходов, связанных с оказанием услуг сиделок, приняты определения Проект и Паспорт проекта,
  • Проект (или программа) – запланированная совокупность действий, направленных на достижение определенного результата. По каждому виду предпринимательской деятельности формируется отдельный проект, который оформляется документом Паспорт проекта,
  • Паспорт проекта (см. приложение) – документ, содержащий основную информацию о программе, в частности, описание, сроки, информацию об утверждении и источниках финансирования, а также структуру затрат – Смету доходов и расходов. Советом Хэсэда утверждается Паспорт проекта и смета,
  • Смета доходов и расходов является приложением к Паспорту проекта, представляет собой аналог Смете доходов и расходов по благотворительной деятельности, отличие состоит в делении расходов на уменьшающие налогооблагаемую базу (налогом на прибыль) и на расходы из прибыли после налогообложения. (см. файл «9.4.2. Postanovlenie 163»),
  • Положение о «Службе сиделок для города», в котором определены цели создания, функции Службы, оснащение, местоположение и штат,
  • приказы по Хэсэду о переводе сотрудников в Службу сиделок и частичном привлечении сотрудников для работы в Службе сиделок (занятость 50-70% рабочего времени),
  • дополнительные соглашения к трудовым договорам сотрудников, переведенных либо привлеченных в Службу сиделок, в которых определены трудовые обязанности сотрудников в Службе сиделок,
  • Договор на выполнение социальных услуг (сиделок) между Хэсэдом и исполнителем – социальным работником. Договор носит гражданско-правовой характер в связи с определенным сроком действия договора госзаказа (год) и высокой смертностью пожилых граждан, обслуживаемых соцработником,
  • Правила работы, поведения и этики для социального работника, с которыми знакомится социальный работник при заключении договора,
  • Отчет социального работника, который представляет собой ведомость учета рабочего времени за месяц с ежедневной подписью обслуживаемого гражданина, либо его представителя,
  • приказы по Хэсэду об утверждении тарифов за оказанные услуги социальных работников, и приказы по повышающим коэффициентам для расчета в праздничные дни,
  • Договор на оказание услуг сиделок между Хэсэдом и гражданином по направлению КЦСОН соответствующего района, который формируется в системе АИС «ЭСРН».

Общее руководство реализацией данного проекта осуществлялось непосредственно директором Хэсэда, тогда как обычно оказанием помощи управляет программный директор. Финансовый менеджмент напрямую осуществлялся главным бухгалтером Хэсэда, в то время как обычно этим занимается финансовый менеджер.

Налоговый, бухгалтерский и финансовый учет

А). Проблемы

  • 1. Противоречия в договоре

Проблемы начинаются с прочтения Договора госзаказа, в оформлении которого содержится ряд противоречивых норм, касающихся налогообложения получаемых средств. Заключенный «Договор о компенсации расходов, связанных с предоставлением услуг сиделок по социально-медицинскому уходу на дому» можно квалифицировать как договор возмездного оказания услуг (в цену договора входит НДС) или как договор целевого финансирования (есть обязательство целевого использования средств).

  • 2. Организация раздельного учета

По мнению Минфина РФ, если НКО осуществляет предпринимательскую деятельность и получает целевые средства, то распределение общих расходов, таких как зарплата административно-управленческого персонала, содержание и аренда помещений, связь и прочее, между коммерческой и некоммерческой деятельностью законодательством для НКО не предусмотрено. Порядок распределения общих расходов, установленный статьями 252 и 272 НК РФ, применяется только для коммерческих организаций. Поэтому в Паспорте проекта Хэсэд устанавливает размер доли общих затрат, относимых на расходы, уменьшающие налоговую базу.

  • 3. Дополнительная отчетность

Как только НКО начинает предпринимательскую деятельность, организация теряет право на сдачу бухгалтерской отчетности раз в год. Организация обязана отчитываться в объеме коммерческой организации – квартальная бухгалтерская отчетность, плюс дополнительная налоговая отчетность – по прибыли и НДС.

Б). Аудиторы и их рекомендации по сметам и отнесению административных расходов

Хэсэд обратился в три независимые аудиторские фирмы. Благодаря рекомендациям аудиторов мы смогли наладить финансовый учет.

В целях минимизации рисков и налоговых последствий в случае, если организация рассматривает Договор госзаказа как Договор возмездного оказания услуг, аудиторы предложили порядок раздельного учета расходов по предпринимательской и благотворительной деятельности, а именно: утверждение Паспорта проекта и Сметы доходов и расходов, что и было принято в Хэсэде.

Структура Сметы в части расходов такова:

1. расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по прибыли:

  • прямые – расходы на оплату услуг социальных работников (сиделок) и отчислений с зарплаты в страховые фонды,
  • косвенные – расходы на оплату сотрудников Службы сиделок, аренда, связь, расходные материалы и т.д.,

2. расходы, не уменьшающие налогооблагаемую базу по прибыли:

  • административные расходы – расходы из прибыли после налогообложения.

Оставшаяся прибыль используется для финансирования благотворительных программ в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

В). Налог на добавленную стоимость (НДС)

Еще в ноябре 2009 года Президент РФ Д. А. Медведев дал поручение Правительству РФ подготовить поправки в Налоговый кодекс, предоставляющие льготы социально ориентированным НКО, в том числе освобождение от НДС услуг по уходу за больными, инвалидами, престарелыми.

Хэсэд неоднократно обращался к депутатам с просьбой ускорить принятие налоговых льгот для НКО. Однако изменения в НК РФ в ст. 149 «Операции, не подлежащие налогообложению» были внесены только с IV квартала 2011 года. Весь период с 2010 года до изменения законодательства Хэсэд находился в неравных условиях с государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты, услуги по уходу которых были освобождены от НДС. Тем самым со стоимости услуг сиделок, оказываемых по Договору госзаказа, уплачивался НДС в размере 18%, примерно 8 млн. рублей в 2011 году, а на эти деньги могли бы получить помощь нуждающиеся в уходе граждане, и частичную оплату граждане, получающие услуги сиделки, могли бы платить меньше.

Результаты

За 2011 год Договор Хэсэдом выполнен в полном объеме, претензий по оказанным услугам сиделок к организации нет, оказана помощь 440 пожилым (инвалидам) ветеранам ВОВ, полученная прибыль направлена на выполнение благотворительных программ. В 2010 году Хэсэд оказал помощь 330 пожилым (инвалидам) ветеранам ВОВ, в 2012 году 290 человек получают услуги сиделок от Хэсэда.

В результате реализации проекта «Предоставление услуг сиделок ветеранам ВОВ в Санкт-Петербурге»:

  • всего в городе около 1,5 тысячи нуждающихся граждан СанктПетербурга получают необходимую им помощь сиделок (кроме Хэсэда в городе услуги сиделок по госзаказу оказывают еще 3 организации),
  • Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга убедился в возможности оказания социальных услуг населению некоммерческими организациями в качестве подрядчиков по системе госзаказа,
  • повышена устойчивость организации,
  • повышен статус Хэсэда как организации, успешно работающей в качестве подрядчика при реализации госзаказа,
  • благодаря получению прибыли при реализации проекта по предоставлению услуг сиделок, Хэсэду удалось пережить сокращение бюджета от основного донора на 50% без уменьшения объема помощи подопечным и без сокращения штатов организации.

Хэсэд долго шел к получению госзаказа на оказание социальных услуг населению, хотя это казалось нереальным. Когда уже стало известно о возможности заключения договора, Хэсэд готовился к реализации проекта, предполагаемый объем которого ожидался в 10 раз меньше полученного. Однако благодаря опыту, тщательной предварительной подготовке и хорошей координации деятельности внутри организации Хэсэд успешно справился с полученным заказом.

Хэсэду удалось при наличии двух принципиально разных составляющих (благотворительная и коммерческая деятельность) сохранить целостность организации как благотворительной.

Для этого пришлось взять на себя достаточно самоограничений:

  • сохранение одного уровня зарплат сотрудников, занятых как в благотворительной, так и в коммерческой деятельности Хэсэда,
  • поддержание баланса между разными подразделениями, работающими по благотворительной программе и по предоставлению услуг сиделок,
  • сохранение социального характера Хэсэда,
  • Хэсэд – еврейская организация, оказывающая помощь гражданам в основном еврейской национальности. Поэтому нашей специфической задачей является сохранение еврейского духа организации в целом при оказании помощи большому количеству людей, не имеющих никакого отношения к евреям.

Этот опыт стоит использовать некоммерческим организациям, основным видом деятельности которых является не разовая помощь, а оказание долговременного ухода за гражданами. Они обязаны делать все возможное для получения финансирования от государства, ведь ни один донор не берет на себя ответственности постоянного финансирования. Не имея такой перспективы, нельзя начинать заниматься оказанием долговременного ухода, так как оказание ухода нельзя бросить в какой-то момент, чтобы не оставить людей, которые уже привыкли к определенному уровню помощи, без привычной поддержки.

Таким организациям необходимо:

  • стратегически быть готовым к идеологическим рискам, как, например, потеря некоммерческого характера организации. Для этого в управлении организацией должны участвовать общественные органы, например Попечительский совет, а также надо постоянно поддерживать идеологию организации.
  • тактически подготовить заранее документы и материалы для оформления Заявки на участие в конкурсе или отборе на получение «госзаказа»: код вида экономической деятельности, справки из ИФНС, ПФР, ФСС и другие документы.