Не передать, сколько больших событий – конференций, концертов, фестивалей – встали на паузу из-за пандемии. И многие организаторы именно сейчас решают судьбу своего детища – как и наши коллеги из Содружества добрых городов в 200 городах и поселках России.
Коллега, предлагаем вам вместе проанализировать кейс – про то, как в этом году организаторы перевели в онлайн театральный фестиваль «Точка доступа». Многое актуально не только для театра, а для любого фестиваля, концерта или конференции. Поэтому мы адресуем этот анализ широкой НКО-аудитории.
Коллеги описывают процесс выхода в онлайн, рассуждают про классные онлайн-события (а не просто трансляции), про время начала спектакля, вовлечение зрителя и про то, сколько зритель готов потратить на билет.
Подробный кейс — здесь.
Сайт фестиваля (он идет весь июнь, можно стать зрителем) – здесь.
Курсивом – 12 цитат от организаторов, без курсива – наши мысли.
КАК ПРИНЯТЬ РЕШЕНИЕ
- Проще отменить, средне – трансляция, самое интересное – искать новый формат: когда на одной чаше весов полная отмена фестиваля, а на другой — перевод его в другое измерение, — проще, конечно, отменить, но интереснее найти другой формат
- Готовьтесь; легко не будет: это было тяжело и психологически, и организационно
- Переждать не получится – потеряем аудиторию: сейчас вырабатываются новые языковые, этические нормы, ставятся новые вопросы, которых нет в мире офлайна, и игнорировать это уже невозможно… Нужно обращаться к этому языку, а не отгораживаться от него заборами
ФОРМАТ
- Трансляции – отдельный жанр, именно онлайн-событие – другой. Оба имеют право на существование: что у вас? Я не буду противопоставлять нашу программу выходам театров в интернет с трансляциями записей спектаклей — это просто другое. В этом смысле хорошо и то, и это — пусть цветут сто цветов
- Часть программы вам удастся переделать, а часть хорошо бы создавать с нуля сразу под онлайн-формат: в программу вошли как созданные специально для фестиваля, так и адаптированные под показ в интернете спектакли
- Участие организатора в фестивале или конференции онлайн – гораздо выше. Это не просто выпустить череду спикеров: мы и финансовыми, и творческими ресурсами вкладываемся в создание продукта — и с замиранием сердца смотрим, получилось или нет. Мне кажется, эта модель более современна, чем фестивали-смотры
ПЛЮСЫ
- Сейчас все (и в, и ваши спикеры) изобретают новые форматы – прямо на глазах. Это круто! большое количество людей, которые до этого даже не задумывались о таком, начали со всех сторон пробовать онлайн, и начали получаться совершенно неожиданные форматы — это уже плюс
- Скорее всего вы сэкономите деньги по сравнению с офлайном: на средства для проведения фестиваля в онлайне в офлайне его провести было бы невозможно
- Сделали первые шаги в онлайн? К вам идет новая аудитория! Это проявляется практически у всех и в НКО. Готовы ли вы к ней? существование в онлайне для театра — и большой минус, и большой плюс, потому что можно найти абсолютно неожиданную аудиторию
ОТНОШЕНИЯ СО ЗРИТЕЛЕМ
- Вам нужно включать зрителя гораздо больше, чем в офлайн-событиях: придется это продумывать: присутствие зрителя и выход за «четвертую стену» гораздо больше необходимы в онлайне, чем в ситуации физического присутствия
- Важно! Зрителю, как и вам, сложно перейти в онлайн. Помогите ему, дайте поддержку: система перевода и привязка к прежним форматам тоже важна, чтобы зрителя не сразу кидать в воду с криками: «Вот оно, будущее! Наступило! Карабкайся как хочешь, здесь совсем другие законы». Нет, зрителю надо помогать перестраиваться
- Отношения зрителя и актера, участника и спикера становятся более горизонтальными в онлайне: если в театральной архитектуре есть некая сцена, которая возвышается над зрителем, то здесь и художник, и зритель находятся примерно в одном и том же положении.
Посмотреть программу фестиваля, купить билет и включиться в спектакли можно здесь.