Часто от сотрудников благотворительных организаций можно услышать правило, что 20% полученного пожертвования они имеют право потратить на административные расходы благотворительной организации. Это не совсем верно.
На самом деле в ст. 16 Закона N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» написано: «Благотворительная организация не вправе использовать на ОПЛАТУ ТРУДА административно-управленческого персонала более 20 процентов финансовых средств, РАСХОДУЕМЫХ этой организацией за финансовый ГОД».
Обратите внимание на 3 принципиальных момента:
1) Речь идет не о пожертвованиях (поступлении денег в организацию), а о РАСХОДАХ организации;
2) Речь идет о совокупных расходах за ГОД, а не за день, не о расходах в проекте, в программе или на одного благополучателя;
3) Речь идет только о ЗАРПЛАТЕ АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА, а не обо всех административных расходах.
Давайте разберемся подробнее!
1) По умолчанию многие считают, что расходы благотворительной организации равны доходам, т.е. пожертвованиям, и поэтому вычисляют 20% из поступивших пожертвований. Это верно по сути, но только если брать все время существования организации. А в законе говорится о финансовом годе. Разберем на примерах:
Благотворительный фонд «Зайка» за 2019 год собрал 1 млн. рублей пожертвований, но истратил только 700 тыс. рублей, т.к. 300 тыс. рублей поступили на проект «Кормим заек в холода» и будут истрачены только в январе 2020 г. В этом случае 20% надо вычислять не от 1 млн. рублей поступлений, а от 700 тыс. рублей. расходов, что будет равно 140 тыс. рублей.
Благотворительный фонд «Солнышко» за 2019 год тоже собрал 1 млн. рублей пожертвований и истратил их все, но на начало года на расчетном счету находились 250 тыс. рублей, собранные в 2018 году, которые тоже были израсходованы в 2019 году. 20% нужно вычислять от 1250 тыс. рублей, что составит 250 тыс. рублей.
Таким образом, при одинаковом поступлении пожертвований в 2019 году «Зайка» может истратить на зарплату административно-управленческого персонала только 140 тыс. рублей, тогда как «Солнышко» — 250 тыс. рублей.
2) В смету благотворительной программы или проекта административные расходы вообще могут быть не заложены, а учитываться отдельно.
Например, в благотворительном фонде «Солнышко» при сборе средств на оплату лечения Васи Иванова 100% от каждого пожертвования направляется на оплату его лечения, а административные расходы оплачиваются из иных пожертвований, для которых указано назначение «на уставные цели», или «на административные расходы».
А в благотворительном фонде «Зайка» в описании проекта «Кормим заек в холода» записано, что административные расходы фонда составляют 30% от всех затрат по проекту, таким образом из каждых пожертвованных на проект 100 рублей на административные расходы будет истрачено 30 рублей, а 70 рублей – на покупку корма и доставку его в лес.
3) В 20% не включаются расходы на аренду офиса, оплату интернета, покупку офисной мебели или техники и другие административные расходы, кроме собственно зарплаты административно-управленческого персонала. Таким персоналом могут являться директор, бухгалтер, секретарь, фандрайзер, уборщица и другие сотрудники, которые непосредственно не участвуют в реализации благотворительных программ.
Например, зарплата психолога, который работает с семьями, подопечными программы «Профилактика социального сиротства» — входит в 80%, т.е. в расходы на реализацию благотворительных программ.
Иногда случается, что руководитель организации является также и руководителем проекта. В этом случае должны быть четко разделены обязанности: например, в основном трудовом договоре говорится об обязанностях и указан размер зарплаты директора, а в доп. соглашении либо в отдельном договоре ГПХ – функционал руководителя проекта и вознаграждение за эту работу. Тогда в 20% войдет не вся сумма, получаемая руководителем, а только та, которая выплачивается непосредственно за выполнение административной функции.
В то же время, при подсчете расходов на оплату труда административно-управленческого персонала учитывается не только сумма, выданная сотруднику, но и оплаченный за сотрудника НДФЛ, а также отчисления в фонды (пенсионный фонд, фонд социального страхования и др.).
Например: директор БФ «Зайка» в 2019 году ежемесячно получал зарплату из кассы в размере 8700 руб., всего за год – 8700х12=104400 руб. Добавим НДФЛ (104400*13/87) = 15600 руб. и страховые взносы ((104400+15600)*0.202) = 24240 руб.
Всего расходы на оплату труда директора составили 104400+15600+24240=144240 рублей.
Таким образом, хотя «на руки» директор получил всего 104400 рублей, для расчета применяются все расходы, связанные с выплатой ему зарплаты, т.е. 144240 рублей. Это больше чем 20% от расходов организации (140 тыс. руб. от расходов на сумму 700 тыс. руб.), что является нарушением п.3. ст.16 135-ФЗ.
Часто вначале года заранее трудно определить, какой уровень зарплат сотрудникам можно установить. Нужно исходить из финансового плана и в течение года считать текущее соотношение зарплат АУП к расходам. Если снизить зарплаты не позволяет Трудовой Кодекс, то всегда можно улучшить это соотношение, начав работать результативнее, оказывая больше помощи, тем самым увеличив совокупные расходы.
Соблюдайте это правило и заранее доводите до сведения своих благотворителей, каким образом будут истрачены их пожертвования. Открытость и честность — основа вашей репутации, а репутация — ваш самый ценный ресурс!