Основные бизнес-игроки города поддержали эту инициативу и присоединились к ней . Компании-участники проекта выбрали некоммерческие организации, в пользу которых их сотрудники ежемесячно будут совершать пожертвования .
Все служащие компаний, желающие стать благотворителями, оформили через бухгалтерию заявления на перечисление определенной суммы из своей зарплаты для той или иной НКО.
Проект успешно работает на территории Тольятти с 2004 года .В 2015 году общая сумма средств, перечисленных на благотворительность по проекту «Делать Добро Вместе», составила 992 885 рублей . Эти деньги были перечислены в пользу более десятка благотворительных организаций города .
Вот только некоторые из тольяттинских благополучателей: Центр охраны животных «Ковчег», который занимается лечением бездомных животных, Клуб ветеранов и инвалидов «Иволга», организующий досуг пенсионеров, и «Центр независимой жизни» – самоорганизация людей с инвалидностью для реализации интеллектуального, творческого и профессионального потенциала .
Как строилось сотрудничество
«Фонд Тольятти» обратился к местным представителям бизнеса с предложением помочь некоммерческим организациям, которые наиболее эффективно решают конкретные социальные проблемы в своей сфере и нуждаются в материальной поддержке. Предложение поучаствовать в проекте получили представители бизнеса, которые уже имели опыт сотрудничества и определенные истории успеха с фондом, что, безусловно, облегчило задачу.
Сначала прошли переговоры с руководителями и топ-менеджментом компаний. Получив согласие на сотрудничество, представители «Фонда Тольятти» начали подготовительный этап проекта с анкетирования сотрудников предприятий.
Анкетирование позволило выяснить, готовы ли тольяттинцы стать благотворителями, и определить, на какие нужды и кому они готовы жертвовать деньги из своей зарплаты .
Когда степень лояльности и предпочтения сотрудников были определены, фонд провел презентацию некоммерческих организаций, которым была необходима помощь на решение конкретных задач.
Таким образом, сотрудники бизнес-структур могли сами выбрать, кому помогать, и четко по-нимали, на что они жертвуют деньги . Они выбрали приоритетные направления и заполнили заявление в трех экземплярах с указанием направления и суммы, которую они готовы ежемесячно жертвовать из своей зарплаты . Первый вариант заявления участники оставляли себе, второй – отдавали в бухгалтерию своей организации, третье – в бухгалтерию фонда . Таким образом, бухгалтерия организации автоматически, на основании заявления удерживала указанную сумму с каждого сотрудника .
Сначала денежные средства поступали в фонд . Там специалист делал специальную таблицу, в которой фиксировались все сотрудники-участники проекта и суммы, которые они пожертвовали, а также НКО, в которые необходимо перечислить средства . На отчетной презентации, исходя из этой таблицы, наиболее активным сотрудникам затем вручались благодарственные письма за участие в программе . Из фонда деньги перечислялись в конкретную некоммерче-скую организацию .
Некоммерческие организации, получающие финансовую поддержку в рамках этого проекта, предоставляют годовой отчет компании, из которой они получили помощь.
В этом отчете отображаются все затраты и проделанная работа по проекту за год. Также НКО отчитывается и перед фондом – она предоставляет программный и финансовый отчеты . В конце каждого года фонд проводит отчетную презентацию для компании и ее сотрудников-благотворителей, в рамках которой рассказывает и наглядно показывает, как и на что тратились средства, а также для отчета приглашаются НКО, чтобы лично рассказать о своей деятельности и поблагодарить филантропов.
Зачем это бизнесу
Как показывает опыт, бизнес охотно включается в проект, ведь от него не требуется никаких финансовых вложений, и нет никаких рисков . Основной ресурс проекта – человеческий: руководящему составу компаний необходимо договориться с бухгалтерией, которой предстояло взять на себя дополнительный объем работы, связанный с благотворительными отчислениями сотрудников. Участие в этом проекте позволяет компании не только поддержать социально значимые инициативы города, но также работает на повышение корпоративной культуры в целом . В то же время компания-донор получает возможность проверить отношение своих сотрудников к теме благотворительности (что может быть интересно для социально ориентированных компаний).
Благодаря общению с некоммерческой организацией-благополучателем напрямую компания может развивать взаимовыгодные отношения с ней и за рамками этой программы . Например, НКО, занимающиеся творчеством, приезжали с концертами на корпоративные мероприятия компании-донора.
Секреты успеха и возможные риски
Успеху проекта способствует то, что он выполняет сразу множество задач:
- развивает частную благотворительность в бизнес-компаниях. При этом он дает возможность сотрудникам компании выбирать объекты для благотворительности;
- гарантирует открытость и прозрачность благотворительности, так как предоставляет доступ к информации о затраченных средствах;
- повышает лояльность сотрудников по отношению к самой компании;
- создает постоянный благотворительный ресурс, который обеспечивает перманентную материальную помощь НКО, в отличие от разовых акций;
- обеспечивает фонду постоянное вовлечение в благотворительную деятельность все новых людей, которые оказывают конкретную, адресную помощь, отсюда и девиз проекта – «благотворительность в розницу».
Такой проект выглядит привлекательным для потенциальных благотворителей, он доступен и понятен каждому, и он с легкостью может быть реализован и в других городах страны.
Возможные риски и сложности осуществления этого проекта связаны в первую очередь с человеческим фактором. Для успешной работы проекта не требуется никаких сложных технических схем, главная задача – добиться лояльности со стороны представителей компании .
Данная задача и определяет следующие риски:
- сложность в достижении договоренностей не только с директором компании, но и с его топ-менеджментом, который тоже должен четко понимать, что это за проект, и зачем он нужен компании;
- опасность конфликта со стороны бухгалтерии компании, которой приходится соглашаться на дополнительную нагрузку, в то время как зарплата останется прежней;
- риск финансового кризиса и уменьшения прибыли компаний, которое неминуемо ведет к падению зарплат сотрудников . В этом случае, потеряв в зарплате, некоторые сотрудники могут отказаться от ежемесячных пожертвований, так как им придется пересмотреть свой бюджет .