Благотворительность – с легкостью и без манипуляций

В 2020 году главной тревогой всех фандрайзеров страны стало то, что в кризисные времена доноры будут реже жертвовать средства на социальные проекты, что уменьшится средний чек пожертвования, организации столкнуться с финансовыми трудностями. Все эти страхи были не беспочвенными. Но в то же время во время пандемии части НКО удалось не только не только остаться на плаву, но приумножить свои прошлые успехи. Среди них – новосибирский детский благотворительный фонд «Солнечный город».

В этом году организация получила Малого золотого кота на церемонии награждения Ежегодной премии за достижения в привлечении средств на благотворительные и социальные проекты. Специальный приз «Солнечному городу» вручили организаторы конференции «Белые ночи фандрайзинга». Они подарили команде билеты на предстоящее событие. А для нас PR-директор фонда Алена Гриненко рассказала о том, как была организована фандрайзинговая акция фонда – «Письма Деду Морозу».

– Вы получили Малого Золотого кота за акцию «Письма деду Морозу». Эту акцию вы проводите не первый год, но в этот раз решили организовать все по-другому: уйти от «мандариновой» благотворительности в сторону более системной поддержки. Что в первую очередь подтолкнуло вас к этому решению? 

В этом году все сложилось. С одной стороны, мы в фонде приняли важное решение, что больше не готовы поддерживать детские дома как институт и уходим в профилактику социального сиротства. На системные проекты в этой сфере люди не очень охотно жертвуют, поэтому мы всегда нуждаемся в финансировании, что в основном решаем при помощи грантов. Но почему бы не попробовать поработать с частными донорами? Когда возник этот вопрос, появился и первый ответ. Мы решили, что акция в это году будет другая.

С другой стороны, мы поняли, что дети даже в самых отдаленных детских домах не останутся без подарков, эту потребность могут закрыть корпоративные партнеры и сотрудники больших компаний, которые уже много лет участвовали в акции. Главная задача предыдущего формата была тоже решена. 

Поэтому мы приняли решение попробовать в этом году что-то новое, но сохранить основной посыл: любой желающий может стать Дедом Морозом и исполнить мечты подопечных и сотрудников фонда. 

– Какие из 26 писем показались вам наиболее трогательными?  

Наша главная задача была сделать разные письма: чтобы у участников акции не было ощущения горя и беспросветности после просмотра сайта акции, чтобы они получили что-то полезное (на сайте были чек-листы и мастер-классы). Самой трогательной для меня лично стала история Сережи и его наставника Максима, история Вовы, которому психолог помог справиться со страхом сцены, и история четырех ребят, которые вернулись домой к кровной маме. 

– Какие мечты удалось осуществить? Расскажите о главных для вас итогах акции. 

Для меня главным итогом акции стало то, что к участию в ней мы смогли привлечь людей, которые раньше участвовали в акции только в формате: «Сделаю на новый год подарок ребенку из детского дома». Эти люди приняли внутри себя какое-то важное решение и вместо подарка сделали пожертвование в пользу системного проекта: по сути, оплатили работу психолога в проекте «Наставничество» или день проживания мамы с ребенком в кризисном центре. Я очень горжусь каждым, кто поддержал нашу акцию в новом формате. 

А если говорить про истории и героев, от которых были письма, то тут вообще было много интересных и счастливых поворотов. Саша, Леша и Слава (из письма от 7 декабря) вернулись к кровной маме, так и не узнав, что такое реабилитационный центр или детский дом; Наставник и Сережа из письма от 16 декабря продолжают общаться, друг Сережи Коля тоже постоянно с ребятами. А для подростков из письма от 21 декабря мы смогли открыть центр «Тут поймут». 

– Вы не раз в СМИ приводили статистику: только 10 % людей, которые участвуют в новогодних акциях, впоследствии поддерживают фонд. После этой акции все было так же? 

– К счастью, нет, после окончания акции 43% участников совершили еще один платеж в течение полугода!

– Акция 2021 года будет проходить в том же формате? Планируете ли что-либо в ней пересмотреть? 

Пока еще не думали, но, скорее всего, формат останется примерно таким же. 

– Вы входите в 10-ку лучших фондов России в теме социального сиротства, но все же ваш фонд еще очень молодой. Как начинающему фонду завоевать доверие жертвователей, что именно вы для этого делаете? 

Как и большинство фондов, мы регулярно отчитываемся перед «Героями Солнечного города», стараемся честно, без лишних эмоций рассказывать о своей работе, без манипуляций и жестокости. А еще мы правда максимально открыты к диалогу с теми, кто нам помогает: спрашиваем их совета, прислушиваемся к предложениям. Регулярно звоним и общаемся с теми, кто готов поговорить.  

–  Какие цели вы ставите перед собой на пути к развитию осознанной благотворительности в России? 

–  Мы бы очень хотели, чтобы помощь детям и семьям стала чем-то настолько простым и понятным для тех, кто не глубоко в теме. Чтобы благотворительность была легкой и комфортной. И чтобы у людей всегда был выбор: если человек хочет сделать подарок ребенку из детского дома, пусть это будет действительно нужный подарок. Если человек хочет поддержать системный проект, пусть у него будет максимальный доступ к информации о нем. 

–  Кроме Малого Золотого кота вы получили билеты на 4 дня конференции «Белые ночи фандрайзинга». Что для вас конференция БНФ? Какие сессии хотите посетить?

 –  Интересно все, что касается работы с частными пожертвованиями, с командой и новыми технологиями в сфере. 

Материалы по теме