Критерии успеха социально-предпринимательского проекта

Время чтения: 4 минуты

Если НКО реализует товары или услуги за плату – это еще не социально-предпринимательский проект. Необходимо решать социальные задачи, работать с определенными целевыми группами или осуществлять определенные общеполезные виды деятельности.

В чем же измеряется успешность социально-предпринимательских (СП) проектов, и при каких условиях такой проект можно считать успешным?

Рассмотрим критерии успешности социально-предпринимательских проектов

  1. Решение социальной проблемы

Известны четыре способа решения социальной проблемы. В каждом отдельном СП-проекте она должна решаться хотя бы одним из этих способов:

  1. трудоустройство людей уязвимой категории, например, цех по производству упаковки «Коробочка», в котором работают люди после выхода из мест лишения свободы;
  2. продажа товаров и услуг людей уязвимой категории, например, ярмарка «Уник-арт» крафтовых изделий мастериц – одиноких мам в декрете;
  3. производство товаров (работ или услуг), предназначенных для людей уязвимых категорий, например, Служба ремонта инвалидных колясок;
  4. деятельность, направленную на достижение общественно полезных целей и способствующую решению социальных проблем общества, например, обучение сотрудников СО НКО.

Чем существеннее влияние проекта на решение социальной проблемы, тем успешнее он. Чем больше трудоустроено людей после отбывания наказания, одиноких мам участвовало в ярмарке, отремонтировано инвалидных колясок, обучено сотрудников НКО – тем успешнее проект. При этом важно оценить это влияние не только в количественном выражении, но и в динамике – растет ли зарплата работников цеха и доход мам? На сколько процентов изменилась доля победивших заявок в числе поданных на гранты обученными сотрудниками СО НКО по сравнению со средним по региону? Также оцените и долю результата проекта в общих потребностях: Ежегодно в городе не могут найти работу 150 людей, вышедших из мест лишения свободы, пока трудоустроено 25, т.е. каждый шестой. В N-ском районе потребность в ремонте инвалидных колясок – 300 случаев в год, проект смог отремонтировать 90 штук, т.е. 30% потребности.

2. Прибыльность

Успешный проект должен быть как минимум самоокупемым, то есть не приносить убытки. И чем больше прибыль, тем более успешный проект. При этом обязательное условие — реинвестиция прибыли, она должна возвращаться в развитие проекта и/или расходоваться на решение социальной проблемы. По действующему законодательству не менее 50% от прибыли должно быть направлено на эти цели, если социально-предпринимательскую деятельность ведет коммерческая структура (ИП или ООО), в случае с некоммерческой организацией – 100% прибыли должно расходоваться на уставные цели.

Например, ООО Благотворительный магазин «Дари добро!» получил чистую прибыль 500 тысяч рублей, из них 100 тысяч направил на открытие еще одного торгового зала, а 200 тысяч – на помощь многодетным семьям.

Доля предпринимательского дохода в общем финансировании

Некоторые СП-проекты на начальной стадии развития или даже в дальнейшем финансируются не только за счет продажи своих товаров/услуг, но получают гранты, субсидии, пожертвования, льготные займы. На начальной стадии это допустимо, но при развитии проекта эти инвестиции должны окупиться за счет прибыли. Чем быстрее они окупаются или чем меньше их доля в общем доходе проекта – тем он менее похож на благотворительный, и более – на предпринимательский, а значит — успешнее. 

Например, проект «Мобильная стоматология» для сельской местности получил на покупку автобуса беспроцентный займ 5 млн. рублей на 3 года, погасить который удалось из прибыли, а дополнительно заработать всего 0.1 млн. рублей. Зато в четвертый год прибыль составила 2 млн. рублей, и половина была израсходована на просветительский проект в селах региона и закупку нового оборудования.

3. Масштабируемая бизнес-модель

Если проект не описан как бизнес, если не понятна структура доходов и расходов, механика получения социального эффекта и доходов, то, вероятно он существует стихийно, реализуя социальную идею «сегодняшним днем», не прочитывая дальнейшие шаги, а значит, такой проект неустойчивый, высокорисковый, и поэтому не может считаться успешным. Хорошая бизнес-модель подразумевает такое ее построение, чтобы «по бумажке» его можно было открыть в другом городе, передать франчайзи, поделиться опытом с партнерской НКО – т.е. тиражировать. 

Например, московский проект «Второе дыхание» приглашает НКО из любого города пройти стажировку и воспользовавшись работающей бизнес-моделью не «изобретая велосипед», открыть проект сбора и эффективного использования б/у одежды. 

Следует отметить, что по действующему законодательству социальным предпринимательством могут называться проекты организаций исключительно коммерческих организационно правовых форм: ООО, ИП и т.д. Для ведения социально-предпринимательской деятельности НКО может учредить коммерческую организацию и работать через нее. Если же проект осуществляется внутри НКО, то он 1) не сможет воспользоваться государственными льготами и преференциями для СП, 2) 100% прибыли, если она вдруг появилась, должна быть направлена на реализацию общественно-значимых проблем, а вид деятельности должен быть отдельно поименован в Уставе НКО.

*в приведенных примерах цифры и названия – условные