Типичные ошибки при написании заявки на конкурс проектов

Интервью с Эльвирой Алейниченко для дистанционного курса «Социальное проектирование в НКО»

Интервью с Эльвирой Алейниченко для дистанционного курса «Социальное проектирование в НКО»

Эльвира, у тебя сразу две позиции — ты c одной стороны являешься экспертом в социальной сфере, а с другой – помогаешь бизнес компаниям, например, компании «Газпром нефть» проводить их грантовый конкурс, то есть, представляешь интересы донора в лице бизнеса. Скажи, на что бы ты рекомендовала обращаться внимание, когда НКО описывает проект и подает его на конкурс? Какие типичные ошибки могут возникнуть, когда проект подается донору?

— История такая. Если вы планируете подать заявку на конкретный конкурс – надо внимательно прочитать условия конкурса. Это универсальное правило номер один: прочитать конкурсную документацию. Определить – это вообще твой конкурс? Подходишь ли ты по условиям? Подходят ли тебе эти условия – стоит ли игра свеч? Подходишь ли под номинацию, тип проектов, географию. Стоит ли тратить усилия и время?

Второе. Если ты понимаешь, что это прям твой конкурс и твоя история – посмотри внимательно все рекомендации, которые дает донор. У каждого донора есть свои требования, которые он просит «подсветить» в заявке. Например, для кого-то важнее, чтобы это была инновационная идея. Для других важно, чтобы проект работал на развитие местного сообщества и так далее. Посмотри, что важно донору – по каким критериям он тебя оценивает.

Эльвира, можно остановиться поподробнее. Мы говорили на курсе, что иногда конкурс может повлиять на твой проект. Например, есть конкурс, который про развитие сообщества. А у тебя проектная идея – и вдруг ты начинаешь смотреть на свой проект через призму конкурса (например, задаешься вопросом – а как мой проект меняет сообщество). В описании для донора ты это пишешь, и вдруг ты сама обнаруживаешь для себя новые смыслы.

— Совершенно верно. Однако не надо писать проект под донора. Если ты понимаешь, что на самом деле этого не делаешь, а твоя задача только «продать» это донору – это бессмысленно. Потому что это в любом случае игра не в долгую. В любые отношения имеет смысл вкладываться, если они долгосрочные. Если ты пытаешься выиграть заявку на грант сейчас (а это не твоя тема), то ты не сможешь качественно реализовать проект. А это твоя репутация, в том числе в том сообществе, где ты работаешь. Поэтому надо взвешенно к этому подходить. Если это новый ракурс, новый фокус, который ты можешь привнести в текущую работу – здорово, можно выйти за границы своего привычного восприятия. То есть ты должен говорить на том языке, который интересен донору.

Мне очень нравится мысль про «игру в долгую». Вообще возможно ли при участии в конкурсе выстраивать долгосрочные отношения?

— На самом деле здесь двоякая история. Потому что ни один грантодатель не спит и не видит, чтобы у него был пул грантополучателей, сидящих на «грантовой игле». С другой стороны – это все равно игра в долгую. Почему? Например, берем конкурсы бизнес-компаний, которые работают на территориях. Естественно, что на территории есть определенное количество НКО, которые качественно работают и готовы развиваться. Их достаточно немного. Поэтому любой конкурс становится инструментом развития долгосрочного партнерства. Мы это тоже наблюдаем. У нас есть грантополучатели, которые становятся победителями не один и даже не два (и даже не три) раза. Это не говорит о том, что поддержаны одни и те же проекты. Это либо качественное развитие существующей истории. Либо появление новых инициатив.

У нас есть такая смешная, как мы называем, «база-светофор». Когда конкурс завершается, менеджеры оценивают взаимодействие с грантополучателями. Что получилось, что не получилось. И есть сигнальная система: красный цвет – это грантополучатель не выстроил взаимодействие с оператором, плохо выполнял обязательства, не сразу реагировал и сдавал отчетность. Желтый цвет – это все было сделано, но «без огонька», что называется. Особой инициативы и интереса не было, но формальные обязательства исполнены. И зеленый цвет – это те, кто отработали классно, с ними было качественное взаимодействие выстроено, они были вовлечены в процесс. Мы это учитываем. Например, если они подаются на следующий год, мы учитываем опыт взаимодействия предыдущего.

И потом это партнёрская история. Помимо того, что ты можешь развиваться дальше и приходить с новыми инициативами, ты можешь становиться партнером в других темах. Например, если мы говорим про конкурсы бизнес-компаний, то практически все бизнес-компании дополнительным инструментом делают корпоративное волонтерство. И это может быть смычкой. Или компания / оператор конкурса может предоставлять дополнительные возможности для обучения. Например, в этом году 5-6 декабря 30 грантополучателей конкурса «Родные города» из разных регионов – те, кто качественно реализует свои проекты и готов выходить за рамки только своих организаций, работать на сообщество в целом — приезжают в Петербург и пройдут двухдневную обучающую программу. Плюс станут гостями и участниками ежегодного Форума социальных инвестиций компании «Газпром нефть».

Поэтому грантовый конкурс – это тоже игра в долгую, ради этого он и затевается.

А в чем тогда цель доноров, которые организуют и поддерживают конкурсы?

Цель грантового конкурса бизнес-компаний, которые работают на территориях (если конкурс не узко специализированный) в том, чтобы сформировался пул агентов изменений. Цель ведь в развитии местного сообщества, территорий. А как этого можно достичь? – Развивая людей. Поэтому не столь важно какой проект. Если люди подтягиваются и это интересно…

Например, у нас был проект в одной из школ в оренбургском районе. Центр сообщества в районе – только школа, больше ничего там нет (ни библиотеки, ничего). Вот несколько проектов школа как раз получила. Благодаря чему школа становится центром местного сообщества? В один из годов они сделали кружок танцевальный и художественный. К этому кружку они стали шить костюмы, закупили машинки. У них начали мамы вечерами приходить и шить вместе с учителями и всеми. Начало организовываться свое взаимодействие, которое и сейчас продолжается. Школа начала подтягивать родителей в этот процесс – это то, что и называется игра в долгую.

Спасибо тебе огромное за открытый разговор. Желаем успешного декабрьского форума!

Беседовала: Дарья Буянова, фонд «Добрый город Петербург»