#СПРАВИМСЯ Результаты опроса НКО

Весной-летом 2020 года фонд «Добрый город Петербург» и Центр развития некоммерческих организаций при поддержке фонда Владимира Потанина запустили два антикризисных онлайн-курса. При регистрации руководители и сотрудники НКО заполняли анкету об актуальных проблемах и запросах на обучение в период кризиса.

Мы собрали и проанализировали 620 ответов представителей НКО из разных регионов России, и хотим поделиться основными выводами. Важно, что эти анкеты собирались на протяжении трех месяцев (апрель-июнь 2020), что позволило проследить динамику запросов и потребностей НКО по мере адаптации к пандемии.

Кто отвечал на вопросы?

Ответы были получены практически из всех федеральных округов России, но наибольший отклик был из Центрального, Северо-Западного и Приволжского округов. Около половины НКО были из Москвы, Санкт-Петербурга или других городов-”миллионников”, остальные представляли другие территории, в том числе малые города и поселки (около 10%).

Были представлены практически все тематические сферы, но больше всего было организаций, которые работают с образовательными, молодежными и культурными проектами, а также с проблемами инвалидов и вопросами здоровья, семьями, пожилыми и проблемами сиротства. При этом в равной степени в выборке были представлены начинающие НКО (1-5 лет), достаточно опытные (6-15 лет), и даже долгожители сектора (более 15 лет).

Значительная часть анкет была заполнена руководителями или заместителями руководителей НКО — 62,8%. Примерно каждая пятая анкета была заполнена или руководителями/менеджерами проектов НКО, или специалистами (социальными работниками, педагогами, юристами, pr-менеджерами).

Изменения в работе НКО в связи с пандемией

До пандемии каждая вторая опрошенная НКО (55,0%; 321) работала полностью офлайн, “вживую”; каждая третья (33,2%; 194) — частично работала оффлайн и онлайн; 11,3% (66) — во многом уже работали онлайн; и только 0,5% (3) — полностью работали онлайн.

При этом представителей НКО отмечали, что были готовы справиться с изменениями (46,1%) или чувствовали, что им удастся овладеть ситуацией (26,9%). Но некоторым НКО изменения в работе давались с трудом: были перегружены около 17% организаций, чувствовали отсутствие сил или находились в панике около 20%.

Интересно, что каждая третья опытная НКО со стажем более 10 лет отмечала, что испытывала трудности при переходе на новый удаленный формат работы. Ответы же «молодых» организаций (до 5 лет) показали, что на момент опроса большинство из них уже наладили работу в новых условиях и не испытывали особых трудностей на удаленке.

Труднее всего по результатам опроса было переходить на удаленную работу НКО из небольших городов и населенных пунктов, они сильнее испытывали сложности с доступом к интернету и недостатком компьютерной техники. Лидерами по адаптации к новым условиям стали НКО — ресурсные центры и фонды местных сообществ. Они чаще других (каждая третья организация) на момент опроса отмечали, что уже наладили новые процедуры работы.

Запрос на обучение

В апреле, в начале пандемии среди опрошенных, которые регистрировались на антикризисные образовательные программы, большинство были из “молодых” НКО, которые работали до 5 лет (38,2%). В дальнейшем доля таких НКО снизилась до 31,5%. И одновременно нарастала доля опытных НКО, которые работают 15 лет и более — с 22,1% в апреле до 32,0% в мае-июне.

Отличался интерес и к тематике обучения. Руководителей больше интересовали темы, связанные со стратегическим развитием и организационными вопросами: кризисный пиар и фандрайзинг (71,7%), как оформить работу в условиях удаленной занятости 51%), как пройти пандемию с минимальными потерями (37,8%) и т.п. Рядовых сотрудников и волонтеров в основном волновали темы, направленные на поддержание баланса эмоционального состояния (48,3%) и организацию удаленной работы дома (31,1%).

В целом интерес к тематике образовательных курсов тоже менялся. В апреле, самом начале пандемии НКО больше интересовали темы, связанные с переходом на удаленный режим работы: проведение онлайн-собраний (47%), работа с платформой Zoom (45,1%), как работать дома и правильно организовать рабочий процесс «на удаленке» (61,2%). А в мае-июне интерес к этим темам снизился в полтора-два раза. Действительно, в начале пандемии организациям нужно было наладить рабочие процессы, выстроить новую систему взаимодействия с клиентами и донорами, а также понять, как поддерживать сотрудников, которые были переведены на удаленный формат работы.

При этом запрос на темы привлечения ресурсов, PR и внешних коммуникаций был почти в два раза выше в апреле (61,6%) по сравнению с маем-июнем (38,4%), снижение составило более 20%.

Анализируя периоды проведения опроса (апрель и май-июнь), становится заметна и в целом тенденция снижения интереса к образовательным курсам с течением времени. Общее количество запросов к июню сократилось почти в 1,5 раза. С одной стороны, это показывает динамику адаптации некоммерческого сектора к сложившимся условиям, с другой стороны, это может быть связано с общей усталостью от онлайн-обучения и началом летнего отпускного сезона.

Самое главное, что статистически показал анализ, запрос на обучение у НКО динамично меняется со временем и варьируется, в зависимости от опыта организации и должности респондентов. Это важно учитывать тем, кто занимается созданием обучающих программ для НКО, чтобы сделать их максимально востребованными и практико-ориентированными.

*МБОО «Центр РНО» номер в реестре НКО, выполняющих функции иностранного агента, 278150030


Подписка на рассылку
Лучшие материалы и анонсы в вашем почтовом ящике