Программа «Корзина доброты» фонда продовольствия «Русь» и Х5 Retail Group

Как отмечают специалисты «Фонда продовольствия «Русь», в последние годы в России неуклонно растет количество желающих помогать нуждающимся. Однако многие из них по разным причинам не готовы делать это напрямую, ведь расстаться с деньгами бывает достаточно сложно, всегда возникает много но и опасений. При этом, жертвуя деньги, человек не всегда понимает, как будет на деле выглядеть его помощь, его вклад в благотворительность. Продовольственный марафон позволяет комплексно решить все эти проблемы. Эта технология создает комфортные условия, при которых любой может без смущения помочь нуждающимся, передав им продукты питания и видя воочию, что именно он жертвует в натуральном виде.

Цель этого проекта

собрать продукты питания для многодетных семей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Суть продовольственного марафона заключается в следующем. Приходя в магазин, покупатель видит, что проходит акция: стоят волонтеры в футболках, висят плакаты с информацией. Покупателю предлагают помочь нуждающимся семьям. Для этого покупатель в процессе похода по магазину дополнительно кладет к себе в корзину долго хранящиеся продукты, оплачивает их, затем сразу после кассы жертвует в пользу благополучателей акции, передавая их волонтерам. Первым среди розничных сетей партнером «Фонда продовольствия «Русь», принявшим уча- стие в сборе и передаче продовольственной помощи, стала компания Х5.

За первые 6 месяцев проекта (август-декабрь 2015 года), получившего название «Корзина доброты», в 23 магазинах брендов «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель» прошли акции по сбору товаров. В итоге было собрано более 5000 кг продуктов. Более 11 900 единиц (упаковок, пачек, банок и пр.) товаров приобрели покупатели магазинов и передали в фонд. Эта помощь распределилась между 2090 благополучателями (575 многодетных или малоимущих семей) из Москвы, Московской и Смоленской областей, Перми, Тюмени и Санкт-Петербурга. Компания Х5 внесла собственный дополнительный вклад, добавив еще 700 кг продуктов для благополучателей из Санкт-Петербурга.

Федеральный старт проекта «Корзина доброты» состоялся 2 декабря 2015 года в Москве. В течение двух недель посетители 5 столичных супермаркетов «Перекресток» смогли приобрести продукты питания и прямо в магазине передать их волонтерам фонда в пользу многодетных семей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Покупателям на выбор предлагались как отдельные товары, так и уже сформированный продуктовый набор стоимостью до 200 рублей, состоящий из круп, сахара, макарон, чая, мясных консервов, печенья и растительного масла.

Одновременно с этим проект «Корзина доброты» был запущен в Санкт- Петербурге. Федеральному запуску предшествовал пилотный проект, реализованный в гипермаркете «Карусель» в Перми, по итогам которого за 11 дней проведения были собраны и переданы более 650 кг продуктов для 200 благополучателей.

Проект состоит из трех частей:

1) Сбор продуктов в магазинах. При этом одной из движущих сил проекта являются добровольцы. Часть добровольцев – это сами сотрудники компании Х5, которые в свой выходной день участвуют в акции. В обязанности добровольцев входит вовлекать покупателей в благотворительную акцию, рассказывать о товарах, рекомендованных к покупке, и о категориях нуждающихся, которые получают эти товары. Если в помощи нуждается сам покупатель, доброволец дает ему телефон Фонда продовольствия, по которому можно связаться для получения продуктов питания.

Кроме того, добровольцы следят за тем, чтобы в «Корзину доброты» попадали продукты только с длительным сроком хранения. В процессе сбора продуктов добровольцы заполняют ведомости, в которых указывают наименование товара, вес, количество и цену.

2) Учтенные товары упаковываются в коробки и передаются в Фонд продовольствия «Русь». Фонд распределяет их по партнерской сети НКО – благополучателям.

3) НКО, социальные учреждения и другие партнеры фонда передают продукты прямым благополучателям. Рекламный плакат акции, размещенный в торговых залах и прикассовых зонах гипермаркетов.

География проекта «Корзина доброты» стремительно расширяется. Если провести анализ между 2015 и 2016 гг., то результаты следующие: Феноменальный пример – это отклик покупателей в г. Липецк (февраль 2016 г.) – в 5 магазинах за 3 дня собрали более 2 000 кг – 229 наборов – наивысший показатель по сборам за всю историю проекта.

Business NGO.pdf

Как строилось сотрудничество

Сотрудничество началось с предложения одного из членов наблюдательного совета Х5 по- пробовать применить западный опыт в российских реалиях. Технология продовольственных марафонов давно существует и доказала эффективность за рубежом. Поэтому остановились на ней. Компания нашла в России фонд, работающий по технологии продовольственного марафона. Фонд, в свою очередь, сразу откликнулся на предложение сотрудничества и приступил к разработке акции. Количество акций 2015 2016 5 12 (еще 14 – в планах) Количество магазинов 22 75 Тоннаж итоговый 5450 кг 10 500 кг

География Пермь, Тюмень, Москва, Санкт-Петербург Москва, Липецк, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Самара, Химки В плане — Оренбург, Пенза, Тамбов, Краснодар, Казань, Уфа и Ижевск

В августе 2015 года был запущена первая пилотная акция совместно с Фондом продовольствия «Русь». А в марте 2016 года Стефан Дюшарм, председатель наблюдательного совета X5 Retail Group, избран в состав попечительского совета Фонда продовольствия «Русь».

Примечательно, что в состав попечительского совета фонда входят также представители крупнейших деловых партнеров Х5. Фонд, по сути, объединяет на единой площадке заинтересованных в технологии игроков и развивает технологию банков продовольствия.

Чтобы проект работал так масштабно и системно, потребовалось много усилий. Компания активно использовала внутренние коммуникации для информирования своих сотрудников о развитии проекта: видеоролики, еженедельный дайджест компании, встречи с наиболее активными волонтерами внутри компании, специальные тренинги непосредственно перед самой акцией в магазинах. Всегда в компании находятся люди, у которых есть внутренняя потребность помогать другим.

Информационные материалы для сотрудников компания готовила самостоятельно, однако отчеты и данные о результатах помощи предоставлял фонд. Основным критерием эффективности акции для бизнес-партнера являются увеличивающиеся с каждым месяцем сборы по проекту, обратная связь от покупателей и высокая оценка коллег из Global Foodbanking Network (Глобальная сеть банков продовольствия). Количественные показатели успеха акции, которые отслеживает компания в динамике, таковы: это объем пожертвованных покупателями товаров (компания также сама добавляет продукцию (30-50%) к собранным товарам), и количество семей, получивших продовольственную помощь.

Так как для проведения акции требуется участие добровольцев, то одним из показателей успеха со временем может стать повторное участие сотрудников в качестве волонтеров или повыше- ние популярности волонтерского участия в акциях. Отметим, что фонд и компания стараются знакомиться с личными историями тех, кто получил продовольственную помощь. Один из важных элементов коммуникации (как сотрудникам, так и покупателям магазинов) – это теплые слова от благополучателей. За год проекта более 2000  семей получили продовольственную помощь. Сотрудники узнают о результатах через внутренние коммуникации компании. Частные покупатели – через сайты каждой торговой сети (например, www.perekrestok.ru/actions/korziny-dobroty/) или на сайте фонда.

Зачем это бизнесу

Для компании сотрудничество с фондом носит стратегический характер. Формат акций напрямую связан с профильной деятельностью компании – розничной торговлей, сферой потребления. Прямой результат акции – увеличение продаж, так как горожане приобретают дополнительные товары. Также вовлечение клиентов в благотворительность позволяет компании формировать лояльность к себе как к бренду.

Во-вторых, компания получает возможность вовлекать своих сотрудников в роли добровольцев, таким образом добавляя ресурсы в акцию и формируя лояльность сотрудников к благотворительной деятельности компании. За счет сотрудничества с федеральным фондом компания получает возможность проводить единые акции во всех регионах, при этом качественно управляя процессом из центра.

И наконец, продовольственные марафоны – это глобальная инициатива во многих странах. Компания может опираться на международный опыт и представлять результаты своего проекта за пределами России.

Секреты успеха и возможные риски

Секрет успеха проекта, вероятно, в его кажущейся простоте. Четко сформулирована понятная и решаемая проблема – семьи, у которых нет денег или трудная ситуация, нуждаются в еде. Понятно и прозрачно, как помочь – купить продукты и тут же пожертвовать. Выбрано нужное место (продуктовый магазин) и нужное время (человек уже пришел и все равно что-то покупает, готов потратить деньги).

Наконец, в акциях участвуют добровольцы. Это живые люди, которые вовлекают покупателей, могут рассказать подробнее и вызвать доверие, говорят, что делать. Немаловажным для успеха проекта является качество работы добровольцев. В проекте участвуют корпоративные волонтеры, сотрудники и волонтеры некоммерческих организаций, студенты, сотрудники РПЦ.

Наиболее успешны акции с участием людей из сферы продаж.

К возможным рискам можно отнести следующее:
  • риски, связанные с хранением товаров: покупатели часто передают скоропортящуюся продукцию – сосиски, хлеб, колбасу, пирожки и др. – их негде хранить до раздачи, магазины холодильники не предоставляют, а у НКО не всегда есть возможность пересортировать все в ту же ночь и убрать скоропорт в холодильник. Сдать в магазине такие продукты и на вырученные деньги купить что-то подходящее не всегда удаётся ввиду отсутствия чеков. Поэтому такие продукты рискуют не попасть к конечному получателю. Важно информировать покупателей о том, что только определенные виды товаров участвуют в проекте;
  • риски, связанные с распределением продукции: здесь есть опасность того, что продукты попадут в семьи, которые на самом деле не нуждаются в помощи; однако Фонд продо- вольствия «Русь» работает с проверенной сетью НКО, которые, кроме наличия документов, подтверждающих статус, проверяют лично каждую семью. Проект очень нуждается в новых волонтерских силах. Как показывает опыт проведения сборов в магазинах, людям интересен этот проект, виден отклик от покупателей, которые готовы жертвовать продукты другим людям даже в период кризиса.
Материалы по теме