Крупнейшая молодежная организация Швеции Sverok — школа демократического управления

Люди могут обходиться без игр, но не хотят. Ведь игра нас не только учит чему-то, но и доставляет нам удовольствие.

В стокгольмском офисе этой НКО — фигурки героев Звездных войн, Гарри Поттера, Тин Тина – тех, кого любят их клиенты. В логотипе — компьютерная мышь, фишка, кубик и театральная маска. Крупнейшая молодежная общественная организация Швеции Sverok объединяет тех, кто любит играть. При этом игра – не самоцель, а способ оторвать подростков от компьютера, объединиться с другими и сделать что-то значимое. Организация насчитывает более 100 тысяч членов, и имеет широкую сеть клубов по всей стране.

Руководитель офиса Sverok в Стокгольме Александр Халлберг рассказал о своей организации — о том, как устроена ее внутренняя жизнь, какие полномочия делегируются членам организации, как обеспечиваются равные права и возможности для женщин и девушек в сфере, где доминируют мужчины.

– Если спросить молодых мужчин, с кем они себя идентифицируют, то многие скажут – «игрок». Но как удается соединить гейминг и формирование активной жизненной позиции? Как вам пришло в голову создать такую НКО?

Группа молодых ученых 20 лет назад создала Sverok, чтобы игроки могли объединяться с себе подобными, а не изолироваться от общества. В то время в нашей стране начал расти интерес к ролевым играм, организовывались разные турниры, игровая индустрия бурно развивалась.

У нас к тому времени уже был опыт работы в других молодежных организациях, и мы полагали, что это нам очень поможет. В каком-то смысле так и было, но мы тогда не знали, что общение с киберспортивными группами имеет свою специфику. Например, они зачастую организованы как коммерческая компания, а не как добровольная, некоммерческая организация. Мы предложили им организоваться в клубы по интересам. Клубная деятельность для них была в новинку, и первое время мы объясняли им вещи на наш взгляд довольно простые – как договориться друг с другом, как написать устав клуба, как вступить в Ассоциацию.  И вот, получается, что мы помогаем молодым людям найти свое место в обществе, сделать их жизнь более интересной и качественной, мы обучаем их основам демократического управления.

– А их не отпугивает формальная сторона деятельности обычной НКО? Совещания, планы и отчеты…

Да, они часто не видят смысла в дискуссиях, составлении планов и отчетов и т.п. —  и нам это совершенно понятно! Но мы просто разговариваем с ними, помогаем им найти для себя любимое занятие, стараемся минимизировать формальности и сами сделать то, что необходимо. Но одновременно мы показываем им, что игра – это не только полет и радость, но еще и способ развития демократии, основанный на принципах открытости, участия, инклюзии.

– Чем именно занимаются члены вашей организации?

У Sverok более ста тысяч членов и 3 600 клубов по всей стране. Молодежь собирается и организует клубы игр. Эти клубы становятся членами Ассоциации Sverok.

Игры очень разные: настольные; цифровые, электронные, компьютерные; ролевые игры в живом режиме LARP[1], историческая реконструкция событий; поп-культура — игры в супергероев, анимэ и cosplay[2], fandom[3]… Мы начинали с настольных игр, расширяли область деятельности с ростом интереса к другим видам игр. Сегодня мы объединяем всех настольных и ролевых игроков в Швеции, а вот компьютерные игры — только небольшую часть.

Мы обеспечиваем игроков финансовой поддержкой, занимаемся их обучением, развитием. Они получают доступ к интернет-платформе, чтобы регулярно организовывать игры. У нас есть возможность закупать игры. Игроки также могут получить страховку от несчастных случаев, которую слишком дорого приобрести самостоятельно.

Ассоциация проводит для своих членов не только тренинги, например, по развитию лидерских навыков, но и различные мероприятия – ролевые игры и игры настольные, мини-игры, коллекционные карточные игры, LAN-вечеринки[4], страйкбол, пейнтбол, костюмированные игры и многое другое.

Большинство геймеров Швеции, конечно, не входит в Sverok, но те, кто с нами, видят ценность в том, что они являются частью чего-то большего.

– Приведите, пожалуйста, пример.

Вот несколько конкретных примеров, которые показывают, насколько отличается масштаб наших клубов:

  • Клуб простых радостей объединяет четверки игроков, которые еженедельно встречаются у кого-то дома и играют в настольные игры;
  • Part-kai- кружки чтения и просмотр фильмов в местном досуговогом центре, в которых собирается 12 человек;
  • Westgames — ежегодный летний лагерь для 66 человек, в течение года они общаются по скайпу;
  • Keita gaming объединяет 11 593 членов, которые никогда не встречались в реальной жизни, но организуют еженедельные чемпионаты по дигитальным играм.

 

– Как к вам относятся родители, учителя, общество? Сегодня многие молодые люди увлечены играми, отдают им все свое свободное время, тратят на это деньги. Поэтому гейминг считается проблемой, «расстройством привычек и влечений».

Да, мы как организация и наши члены часто встречаются с такими вопросами, скептицизмом. Некоторые считают, что нас следует «прикрыть» или хотя бы осмеять. С такими людьми действительно трудно вести диалог, потому что они не хотят слушать. Мы, с одной стороны, стараемся прислушаться к критике, серьезно относимся к проблеме игровой зависимости. Но, с другой стороны, мы предлагаем взглянуть на игры по-другому, найти в увлечении ими что-то хорошее и конструктивное. Мы говорим молодым о том, что играть нужно в меру и не в одиночку, а вместе с друзьями, что, впрочем, относится к любому другому делу. Наконец, для нас важно, как я уже сказал, то, что мы серьезная организация, которая нацелена на развитие навыков демократического управления, на противостоянии распространению ненависти в интернете, непринятие гендерного неравенства в играх и других сферах жизни. Такой подход формирует доверие к нам.

В Швеции очень развита игровая индустрия, и мы много занимаемся просвещением. Рассказываем учителям и родителям, как надо правильно играть. Например, порой в школах перегибают палку, пытаются все перевести в игру. И мы приходим и говорим, что нельзя просто заменить игрой учебник или учителя, это неправильно. Можно вместе, но не вместо. Так что наша ниша – это именно культура игры.

– Чем вы отличаетесь от других шведских НКО?

Наши клубы несколько отличаются от привычных для Швеции традиционных молодежных клубов, которые, как правило, создаются в рамках спортивных организаций. То, что нас отличает — это:

  • Абсолютная прозрачность. Все наши документы и протоколы встреч выкладываются в интернет (info bank.sverok.se), чтобы их могли видеть другие и, возможно, чему-то учились. К тому же, секреты никому не идут на пользу.
  • Принцип участия — молодые ведут молодых. Нет взрослых, которые управляют молодыми. Они у нас, конечно, есть, но они только помогают молодежи самоорганизоваться. Бывает, что иногда возникает хаос: члены пробуют разные вещи, иногда пугающие других, иногда что-то делают не так, но в большинстве случаев все в итоге получается хорошо.
  • Принцип включения — индустрия игр многомиллионная, она вовлекает в себя прежде всего молодых мужчин, но и девушки участвуют в таком же масштабе, как и молодые люди. Проблемой являются угрозы в онлайн среде, токсичный язык и т.д. Мы учим не только распознавать их, но и противостоять им.
  • Современность — сегодня надо быть дигитальными! Через цифровую систему можно создать любой клуб, делать все, что захочешь.

 

– Кто вас финансирует?

Наш ежегодный бюджет — 23 миллиона крон (бюджет 2016 года), это примерно 2,3 миллиона евро. Деньги получаем от государства – бОльшую часть, около 70%. Остальное  — спонсорские взносы, проекты, пожертвования. С членов стараемся брать как можно меньше.

Принцип государственной поддержки простой – чем больше у нас членов и клубов, тем больше средств. Ведь эти деньги идут на обучение молодых демократическому управлению, ведению клубной деятельности. Те, кто к нам приходит, начинают с игр, и постепенно вовлекаются в демократические процессы управления. Начинают с веселых и интересных вещей, а завершают скучными – это, конечно, шутка, но в ней есть доля правды. Начинается с любви к игре, но через неё развивается лояльность своему клубу, а затем — лояльность Ассоциации Sverok. Люди хотят отдать что-то в качестве признательности за то положительное, что получили они сами. Хотя есть и те, кто так и остается на той первой, игровой стадии.

Нас очень радует, что в Швеции в последние годы сократилось потребление алкоголя и наркотиков. Членство в НКО не падает, многие молодые являются членами сразу нескольких организаций.

 

– При нашей встрече вы говорили о том, что Sverok сегодня – это разветвленная сеть. Что вы делаете, чтобы развиваться, расширяться, становиться более заметными?

В Швеции у наших местных общин и правительства есть четкое определенное мнение о том, как следует организовывать молодежь. Если вы не следуете этим стереотипным представлениям, то у вас может быть проблема J. Например, в нашем случае мы не стремимся получить некий статус «спортивной» молодежной организации, стать спортивным клубом, так как их деятельность сильно отличается от нашей. В результате некоторые наши клубы не могут попасть в местный клубный реестр и из-за этого становятся такими невидимками в коммуне.

Или другой пример. В наших клубах нет взрослых лидеров, и наши члены иногда проводят свои встречи в интернете. При этом мы помогаем им стать более видимыми, заметными в жизни общества, хотя они используют другие способы для объединения. Мы поощряем наши клубы в том, чтобы они искали контакт с местными властями. А Sverok делает это на национальном уровне, помогая коммунам разрабатывать новые правила поддержки и организации молодежи, которые бы отвечали сегодняшним потребностям молодых.

Это важно, потому что, если вы не зарегистрированы в реестре клубов, вы не сможете получать финансирование, участвовать в конкурсах на местные гранты, арендовать помещения, вас не приглашают на площадки, где обсуждается местная жизнь и политика. Если муниципальные власти хотят что-то изменить в своей молодежной политике, они часто приглашает молодежные клубы, чтобы обсудить эти изменения с ними и получить обратную связь еще на стадии разработки документов. Но приглашаются  только зарегистрированные клубы.  Поэтому мы помогаем нашим клубам быть более видимыми и заметными, чтобы они участвовали в демократических процессах принятия решений, имели свой голос.

 

– Вы встречали какие-то препятствия на пути построения сообщества игроков?

Нет. Ведь сообщество игроков «сшито» так же, как и любая другая субкультура. Мы одеваемся так же, как и другие, мы смотрим те же фильмы, читаем те же книги, играем в те же игры. И то, что нас объединяет, помогает нам создать язык коммуникации и другие вещи, которые для нас важны.

 

– Как устроена система внутренней демократии в Sverok и внутренние коммуникации?

Мы общаемся с нашими региональными лидерами через группы в Facebook, и с нашими клубами — по электронной почте. Каждые два месяца региональные лидеры общаются с представителями нашего Национального совета по скайпу, обсуждают различные вопросы.

Один раз в год мы проводим общее собрание, на котором все члены выбирают своих представителей и определяют дальнейшее развитие Sverok. Здесь мы используем традиционные методы, для таких важных вопросов это работает.

 

– А между общими собраниями как члены могут влиять на принятие важных решений?

Здесь разные возможности. Они всегда могут связаться с правлением, с региональными лидерами, или отправить предложение через специальную форму на нашем сайте. Мы используем этот простой и эффективный способ, чтобы дать нашим членам обратную связь на их предложения и помочь им самим в их реализации. Если поступает предложение что-то перестроить в нашей текущей деятельности, мы не говорим «нет», а обсуждаем это. Очень важно, чтобы наши члены знали, что их слышат, и считаются с их мнением. Это укрепляет их самооценку, обучает их практически пользоваться демократическими инструментами.

 

– Сколько ответственности и демократических обязанностей может делегировать организация самым молодым людям?

Я бы сказал, что очень много. Например, у нас был президент Sverok, которому было 19 лет. В Совете директоров много молодежи. Просто важно, чтобы организация при этом оказывала поддержку этим молодым людям, ведь они учатся делая.

 

– Вопрос о женщинах и девочках – как они себя реализуют в этой сфере, в которой доминируют мужчины? Есть ли у них равные возможности?

Да, потому что у них за спиной умная и развитая организация, которая их поддерживает, помогает им поддерживать друг друга, не бояться что-то менять и говорить об этом. Мужское доминирование почти всегда приводит к тому, что женщины исключаются из какой-то деятельности или им советуют переместиться куда-то в другое место. Когда мы замечаем такое поведение, мы реагируем. Часто мужчины сами хотят, чтобы их кто-то остановил, потому что они сами не могут это сделать или не знают как. У нас много материалов по вопросам гендерного равенства, а также  есть женская сеть молодых лидеров, единственная такого рода в стране.

 

– Каковы ваши дальнейшие планы?

Мы планируем больше говорить об отношениях молодых людей с интернетом. Также мы хотим еще более упростить доступ к процессу принятия решений для членов нашей организации, чтобы каждый мог менять что-то к лучшему и ощущать свою важность для нашей организации.

 

– И последний вопрос: сотрудничаете ли вы с какими-то российскими организациями?

К сожалению, у меня лично нет таких контактов, но я знаю, что в Facebook есть огромное русскоязычное  сообщество, а Virtus Pro (https://virtus.pro) – это русская команда, одна из лучших в мире, и у них очень много последователей.

 

Анна Скворцова, Санкт-Петербург

Паулиина Лукинмаа, Хельсинки

 

Благодарим Александра Халлберга за сотрудничество при  подготовке материала.

Sverok — Spelhobbyförbundet
www.sverok.se
Статья подготовлена в рамках проекта «Негосударственные организации: партнерство и обмен знаниями для устойчивого развития»

Фото 1: Презентация Александра Халлберга

Логотип Sverok

 

Фото 2, 3, 4, 5, 6: Офис Sverok в Стокгольме

(Фото А. Скворцовой)

 

[1] LARP — ролевые игры живого действия (от англ. Live Action Role-playing Game, LARPG).

[2] Cosplay — сокращенный вариант от англ. costume play, костюмированная игра.

[3] Фандом — от англ. fandom, фанатство — неформальное субкультурное сообщество, участники которого объединены общим интересом, пристрастием к определённому фильму, книге и т.д.

[4] LAN вечеринки собирают людей по интересам с их персональными компьютерами, зачастую ради компьютерных игр.