Как НКО ведут финансы?

В сентябре 2017 года Центр РНО проводил дистанционный курс «Финансовая грамотность для НКО» . В рамках этого курса 993 участника заполнили анкету, которая дает представление о том, кто и как в их некоммерческих организациях занимается бухгалтерским учетом и юридическими вопросами.

В сентябре 2017 года Центр РНО проводил дистанционный курс «Финансовая грамотность для НКО»[1]. В рамках этого курса 993 участника заполнили анкету, которая дает представление о том, кто и как в их некоммерческих организациях занимается бухгалтерским учетом и юридическими вопросами.

Состав участников курса, которые отвечали на вопросы был достаточно репрезентативным.

Примерно поровну участников было из Москвы, Петербурга и из Поволжья (по 11-12%), чуть больше представителей было с Урала – 15%, еще больше из Сибири – 22%.

33% опрошенных организаций-участников курса работали от 1 до 5 лет, при этом 15% находились еще в стадии регистрации, а 11% работали меньше года. 25% составляли опытные организации, работающие более 10 лет.

Были представлены самые разные тематические направления работы НКО.

Среди участников курса большинство составляли руководители НКО (61%), были также представлены специалисты (22%, из них около трети менеджеры проектов) и бухгалтеры (13%). При этом более чем у 41% опрошенных НКО нет штатных сотрудников, а еще у 13% только один человек в штате.

Важно сказать, что 39% опрошенных НКО вообще не получали в 2016 году денежных средств, а 34% — получали денежные средства до 1 млн. рублей. При этом интересно, что 245 НКО (т.е. около четверти) ведет предпринимательскую деятельность. Большинство таких организаций, среди НКО с доходами свыше 1 млн. рублей.

Таким образом, можно сделать вывод, что основную часть респондентов – участников курса составляли начинающие организации, которые имеют небольшой или нулевой бюджет. Причем в штате у них один сотрудник, или они являются полностью волонтерскими.

Как у них ведется бухгалтерский учет?

Среди опрошенных зарегистрированных организаций практически все находятся на упрощенной системе налогообложения, только 3% используют общую систему.

В основном в таких маленьких НКО руководитель сам ведет бухгалтерский учет (32%). У 21% НКО есть штатный бухгалтер или постоянный бухгалтер-волонтер, 16% пользуются бухгалтерским аутсорсингом, а еще 14% — нанимают бухгалтера на разовые работы. Практически половина опрошенных (46%) использует для ведения бухгалтерского учета специальные программы. В основном это программа 1С. 56% пользуются дополнительно программами электронной отчетности.

Несмотря на то, что большинство опрошенных это небольшие организации, в том числе не имеющие денежных средств, за последние три года каждая четвертая из них проходила проверки контролирующих органов. Больше всего проверок проводилось Министерством юстиции (94 НКО), на втором месте по количеству проверок Прокуратура (27 НКО), далее проверки налоговой инспекции — 23 НКО, Фонда социального страхования – 20 НКО. Реже всего проводились проверки государственной пожарной инспекцией, только в 3 НКО. В качестве контролирующих действий 7 НКО указали прохождение аудита.

При этом 44% опрошенных вообще не пользуются услугами юриста, а при необходимости ищут информацию в интернете. 15% пользуются консультациями юриста в ресурсных центрах для НКО, 19% —  аутсорсингом услуг юриста, 13% консультируются у знакомых или сотрудников/волонтеров с юридическим образованием. Только у 7% НКО есть юрист в штате.

Подводя итоги, можно сказать, что для руководителя начинающих малобюджетных организаций важно знать начала бухгалтерского учета или, как минимум, разбираться в предоставлении нулевой отчетности в контролирующие органы. Максимальную помощь в этом может оказать портал http://3sec.ru/ (бухгалтерский учет и отчеты для НКО).

Кроме того, руководителю НКО важно знать, где он может получить квалифицированную юридическую помощь в случае возникновения проблем при проверках или в ходе деятельности НКО. Например, получить бесплатную консультацию вы можете на сайте Ассоциации «Юристы за гражданское общество» http://lawcs.ru/.

[1]Курс «Финансовая грамотность для НКО» был реализован с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов


Подписка на рассылку
Лучшие материалы и анонсы в вашем почтовом ящике